Шлягер в классической музыке. Золотой фонд русской классики, или Еще раз о Глинке

7 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник возвращается к фигуре отца-основателя русской музыки — Михаилу Ивановичу Глинке, на этот раз в контексте размышлений о шлягерной классике. Среди произведений он предлагает к прослушиванию знаменитую увертюру к опере «Руслан и Людмила» и чарующий «Вальс-фантазию»…
Михаил Казиник: »…Увертюра к опере «Руслан и Людмила» без преувеличения стала символом русской музыки для многих поколений людей в России и в мире. Слушая ее, перед глазами возникает совершенно особый образ России — теремной, радостной, православной, богатырской, честной и чистой. Почему эта музыка стала шлягером? Да потому что в ней присутствуют все качества шлягера, о которых мы говорили прежде: это и ярко выраженный музыкальный биоритм, и роковые удары, и феноменальная главная тема. А еще — ощущения потери пространства и пульса в тот момент, когда Черномор выкрадывает Людмилу. Энергия этой музыки столь велика, что она способна лечить, вдохновлять, воодушевлять. Недаром спустя много поколений вдающийся композитор ХХ века Дмитрий Шостакович напишет свою «Праздничную увертюру», которая удивительным образом по инструментовке, следованию тем, их взаимоотношению и расстановке абсолютно будет повторять музыку Глинки. Однако, несмотря на поразительную схожесть, музыкальным шлягером увертюра Шостаковича так и не станет…»
Почему? На этот вопрос в программе отвечает Михаил Казиник…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.