Шлягер в классической музыке. Шлягерная классика Баха
24 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иоганн Себастьян Бах — один из величайших композиторов в истории мировой музыки. Казалось бы, говорить о шлягерах, обращаясь ко столь монументальной фигуре, не совсем корректно. Тем не менее, их — шлягеров — у Баха больше, чем у кого бы то ни было…
Михаил Казиник: »…Меня порой удивляет отношение людей к Баху — с одной стороны, фанатичное поклонение, а с другой — абсолютное непонимание. Хотя в основе баховских фуг чаще всего лежат танцевальные мелодии. На самом деле Бах очень весел, улыбчив, и танец его простой и легкий. <…> Между прочим, Бахом написано огромное количество демократической музыки. Скажу даже больше, что многие любители музыки учатся играть на рояле лишь для того, чтобы исполнить три произведения — «К Элизе» и «Лунную сонату» Бетховена, а еще — Первую прелюдию Баха из «Хорошо темперированного клавира». <…> Некоторые попадаются на замечательную шутку Моцарта — уже осмелев и изучив несколько шлягеров, они думают, что, наконец, готовы к тому, чтобы сыграть знаменитую Сонату До мажор, которую сам Моцарт назвал «лёгкой». Они садятся за рояль и через несколько минут или часов — а самые упрямые спустя несколько дней — убеждаются, что сыграть эту сонату они не в силах ни при каких условиях. На самом деле, говоря о «лёгкости» сонаты, Моцарт имел в виду не фактуру музыки, а ее форму (крохотная простая разработка, маленькая связующая партия и пр.). Все это приятные и забавные заблуждения, которые порой случаются, когда не профессиональные музыканты стремятся освоить шлягеры музыкальной классики…»
Обращаясь к самым знаменитым мелодиям Баха — Музыкальной шутке из Оркестровой сюиты Си минор и Токатте и фуге Ре минор из органного наследия композитора, Михаил Казиник выявляет еще одно непременное условие того, чтобы шлягер состоялся — предсказуемость музыки…