Шлягер в классической музыке. И еще раз о «Хабанере»…

10 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В программе Михаила Казиника снова много всего интересного: исполнение «Хабанеры» в сопровождении стихотворения Лорки, секреты мелодизма Бизе и Чайковского, о любви и нелюбви к Петру Ильичу, волшебные секвенции…
Михаил Казиник: »…Нередко мне в концертах нужна «Хабанера»… С одной стороны — нужна, поскольку я ее бесконечно люблю, а с другой — совсем не нужна, потому что это очередной шлягер, которым серьезную публику не удивишь. Но мало кто знает, что на самом деле «Хабанера» — это совсем другое, в ней скрыта великая тайна. И когда я это понял, то стал давать «Хабанеру» не как экстра-номер и супер-хит, а как одно из самых глубоких произведений мировой музыки. Помните, как обычно поют «Хабанеру» все Кармен — такие эротичные, сексуальные выходят на сцену, вертят, как говорил Маяковский «нижним бюстом», сводят всех с ума… А почему, как вы думаете, Бизе переписывал «Хабанеру» тринадцать (!) раз? Что его не удовлетворяло? Что он хотел выразить этой музыкой?..
Это у нас на русском языке текст «Хабанеры» звучит, как «У любви, как у пташки, крылья, / Её нельзя никак поймать…». А во французском языке читаем: «L`amour est un oiseau rebelle…» — «Любовь — повстанческая птица…». Иными словами речь идет о кровавой птице — о смерти в любви. На самом деле Кармен поет не какую-то зазывалочку, а одно из величайших гипнотических и страшных произведений о любви…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.