Шлягер в классической музыке. Как Соната-фантазия стала «Лунной»

26 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Далеко не всем классическая музыка приходится по вкусу. Однако почти все люди на земле знают и любят Полонез Огинского, «Лунную сонату» Бетховена, «Музыкальную шутку» Баха или «Турецкий марш» Моцарта. В чем секрет того, что избранные сочинения становятся шлягерами? Михаил Казиник продолжает свое научное, эмоциональное и отчасти юмористическое исследование…
«Лунная соната» — миллионы людей по всему миру признают ее как свое самое любимое сочинение классической музыки. Большинство из них даже не догадывается о том, что их обожание распространяется только на первую часть этой сонаты. И уж точно совсем немногие из «любителей» дослушивали ее хотя бы раз в жизни до конца, что, как считает Михаил Казиник, — большая несправедливость и упущение. Ведь ключевая музыкальная развязка в любой сонате, как циклической форме, приходится на финал. «И тогда, — продолжает Михаил Казиник, — вы немедленно поймете, что вся „Лунная“ соната — это грандиозная космогония; потрясающий рассказ Бетховена, как от любви, её гибели, мечты и фантазии человек приходит к бурной, сильной и страстной деятельности…»
Также в программе — о том, как знаменитая Аппассионата «достучалась» до сердца вождя и стала знаменем советского пролетарского общества…
Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди…
(В.И. Ленин, из очерка М. Горького)

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.