Шлягер в классической музыке. Как музыка становится шлягером?
12 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник исследует феномен возникновения шлягеров в классической музыке и берет в качестве примера самый знаменитый полонез в мире — «Прощание с родиной», известный также как просто Полонез Огинского.
Слово шлягер происходит от немецкого schlager — «шлягер, модное произведение», однако в этом значении употребляется только с конца XIX века. Изначально слово schlag в немецком языке обозначает «удар» или «потрясение».
Что же это за «удары», которые способны нас потрясать? Чего мы ожидаем от мелодии? И почему некоторые мелодии покоряют целые поколения людей?..
Секреты раскрывает Михаил Казиник, а под его опытный эксперимент на этот раз попадает известный на весь мир и в веках Полонез Огинского, которому предстоит быть разложенным на отдельные аккорды, звуки, полутона и даже ритмические фигуры.
«Любой музыкальный шлягер, — убежден Михаил Казиник, — содержит в себе особые — цепляющие — интонации и биоритмы, способные задеть за живое любого слушателя». В основе «волшебного» ритмико-мелодического строя — нехитрые приемы, поощряющие биологическую природу человека. «Оказывается, — продолжает Михаил Семенович, — на подсознательном уровне мы воспринимаем определенную систему информации, и та музыка, в которой эта информация есть, немедленно обретает статус шлягера».
Вы узнаете, что такое «интонация двойного вздоха», почему мы любим слушать повторы, и как обыграть полутон, чтобы он запал в сердце…