«Князь Игорь», или Человеческий подвиг Александра Бородина
5 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник завершает цикл программ о великой гуманистической русской музыке. Мы вновь возвращаемся к фигуре Александра Бородина и его патриотической опере «Князь Игорь».
Михаил Казиник: «И вот после двух программ мы опять обращаемся к феноменальному подвигу Александра Порфирьевича Бородина, который довел свой поступок до совершенства. Речь идет о его опере «Князь Игорь»…
Князь Игорь и его враги — враги Руси — половцы. Князь Игорь попадает в плен, и он поет свою великую арию, где в жизни все кончено — он предан, лишен войска и славы, княжества и страны. Плен, постыдный плен! Вот она — одна из величайших арий в мировой культуре…
Интересно, а как же быть с половцами — страшными врагами князя Игоря и всей Руси? Вот он — половецкий хан Кончак… И вдруг выясняется, что хан Кончак преклоняется перед князем Игорем — его человеческими качествами и его личностью. Вдруг выясняется — возьми коня любого, возьми любой шатер. Нет, князь, ты мой друг! «Всё пленником себя ты здесь считаешь. Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?» — поет Кончак. Мы видим дно из самых дружеских посланий в мировой музыке. Кончак также прекрасен, как и князь Игорь — глубок, гостеприимен, человечен. На фоне исторической войны перед нами развивается идея любви и толерантности…»
В фокусе размышления — парадоксы противопоставления и музыка, которая не умеет отвращать.