Искусство, гуманное по природе…

29 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает свое размышление о гуманной и созидательной силе искусства. В программе звучат Мазурка и Краковяк из «польского акта» оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Михаил Казиник: «В прошлой программе мы говорили о том, что есть такое понятие, как образ врага. Вы, наверное, видели советские фильмы 50-60-х годов, в которых появляется образ фашистов, которые говорят на таком страшном немецком языке — резком, жестком. Одним словом, язык убийц. И трудно было поверить, что на этом языке говорили Бетховен, Моцарт, Гёте… Это — идеология. Те люди, которые изучают немецкий язык, отчетливо понимают, насколько велик этот язык, и тем для нас страшнее, что на нем заговорили убийцы и враги.
Но Михаил Иванович Глинка в своей первой национальной опере «Жизнь за царя» показывает нам тоже врагов. Поляки — это враги, которые хотят захватить святую Русь, принести сюда свой католицизм, лишить православных их Бога и веры. Как мы помним, в опере Глинки есть Польский акт, где поляки танцуют: Полонез, Мазурка, Краковяк, Вальс… Чем не подходящий повод написать самую отвратительную музыку, чтобы изобличить подлых поляков? Но нет… Глинка говорит: «Музыка — это душа народа». Какая же она, эта душа? Нежная, остроумная, обаятельная, веселая, добрая… Стоп, что такое?! Они же враги! Все чудо заключается в том, что в искусстве и в культуре нет врагов! Все враждебное всегда идет от бескультурья, необразованности и хамства!..
Так вот, искусство и культура по самой своей природе синкретичны и человечны. Культура не может быть антагонистом. Нет культуры, которая протестовала бы против человека…»
В доказательство слушаем Мазурку и Краковяк из «польского акта» оперы «Жизнь за царя»…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.