«Русский Леонардо» — Александр Бородин

1 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник размышляет о великом русском композиторе Александре Бородине, называет его «русским Леонардо да Винчи» и рассказывает, почему это так.
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой. При рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До восьми лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки, получил прекрасное образование. Уже в детстве он обнаружил музыкальную одарённость, в девять лет написав польку «Helen», вдохновленную первой детской любовью. Обучался игре на музыкальных инструментах — флейте, фортепиано и виолончели.
Уже в возрасте десяти лет юный Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Впоследствии мир узнал Александра Бородина не только как выдающегося ученого-химика — ученика знаменитого химика-органика Николая Зимина и лучшего друга Менделеева, но и как гениального композитора — основоположника русского эпического симфонизма, активного общественного деятеля, поддерживающего интересы русской эмансипации, блистательного музыкального критика и литератора. Вот почему, — утверждает Михаил Казиник — перед нами никто иной, как Леонардо да Винчи русского пространства…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.