Тайные знаки оперы. «Пиковая дама»: почему Лиза предпочла Германа?

18 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Уже четвертую неделю подряд в программе «Тайны знаки оперы» речь идет о «Пиковой даме» Пушкина-Чайковского. Однако вопросов не становится меньше.
Михаил Казиник: «Посмотрите, как интересно — Чайковский сражается с Пушкиным в обеих своих операх — и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме». И сражается в числе прочего тем, что вводит образы, которых у Пушкина нет. Например, у Пушкина в «Пиковой даме» нет жениха Лизы — нет никакого Елецкого, а в «Евгении Онегине» — нет никакого Гремина, есть просто муж Татьяны. И вдруг Чайковский вводит Гремина, вводит Елецкого, да еще дает им самые главные — благородные, высокие — оперные арии. И у того, и у другого — это подлинные шедевры оперной лирической музыки…
Юлия Монастыршина-Ядыкина: Более того, это стопроцентные положительные герои. Ведь, что говорит Татьяна о Гремине: «Мой муж в сраженьях изувечен». А в пушкинскую эпоху человек, изувеченный в сражениях обладал особым почетом. И если перед дамой света того времени поставить красавца-франта и изувеченного в сражениях, она бы предпочла последнего…
Михаил Казиник: Так, зачем же Чайковскому понадобился Гремин, как вы думаете?..
Юлия Монастыршина-Ядыкина: Действительно, Петру Ильичу всегда нужны были идеально положительные герои. У него даже есть отдельная опера, где все герои положительные — это «Иоланта». Причем все эти положительные герои — слепы, а зрячий там только один человек — слепая Иоланта…
Михаил Казиник: Возвращаясь к тому, зачем же Гремин понадобился Чайковскому, объясню… Дело в том, что во времена Пушкина, когда Татьяна говорила, «Я другому отдана и буду век ему верна», этого не надо было доказывать, поскольку она была мужняя жена, и этим все было сказано. Она — честная и правильная, ее муж — герой войны 1812 года, и она глубоко преклоняется перед ним. <…> А во времена Чайковского, когда Татьяна говорила эти слова, уже была Анна Каренина, которая, как известно, влюбилась во Вронского при живом муже, да еще каком муже  — государственном деятеле (!), почти тот же Гремин. И русское общество уже вовсю обсуждало, права ли была Анна или нет, положительный она герой или нет, и так далее. <…> Таким образом во времена Чайковского-то, что Татьяна «другому отдана» необходимо было доказывать, поэтому композитор вводит этого «другого» – положительного, благородного с потрясающей арией.
Однако в «Пиковой даме» с появлением Елецкого вопрос становится куда сложнее…»
О том, зачем Чайковскому понадобился Елецкий, и почему русская девушка Лиза предпочла ему сумасшедшего немца Германа, узнаете в программе.

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.