Тайные знаки оперы. «Пиковая дама»: грани таинственного
4 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и Юлия Монастыршина-Ядыкина продолжают разговор о «Пиковой даме»: новые вопросы, новые загадки, новые гипотезы…
Вы узнаете, почему Чайковский недолюбливал Лизу, о чем поется в знаменитой арии Графини из оперы Гретри, чем Герман обворожил Лизу, и куда исчезло имя Графини?..
Михаил Казиник: «...Я все время говорю о том, что подлинное произведение искусства всегда имеет несколько уровней постижения. На первом уровне человек послушал и забыл, а, может, устал, а, может, не понял: все кругом поют, кричат, куда-то бегут, кто-то кого-то пугает, кто-то достает пистолеты, кто-то поет про девиц и так далее. Начинаешь погружаться, и вдруг перед тобой открывается космогония глубин человеческого духа, бесконечное количество вариаций и представлений. Можно написать целые учебники по этике, истории, культуре, психологии, психиатрии… чего там только нет! Смотрите, у Пушкина — одно, у Чайковского — совсем другое. И Герман — это уже имя, а не фамилия. У Пушкина он — Германн (фамилия) — немец. А у Чайковского — Герман (имя) — влюбленный человек, а немец он или не немец — уже не так важно. <…> У Пушкина все — шутка, потрясающая карточная игра, где полно тайных знаков, цифр, комбинаций и ходов. Чайковский не хочет знать все эти тайные знаки, но тем не мене у него появляются новые — возможно, еще более страшные…»