Тайные знаки оперы. «Пиковая дама»: двери в будуар

27 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и гостья его программы — пианистка, музыкант и искусствовед Юлия Монастыршина-Ядыкина раскрывают секреты «Пиковой дамы»…
Михаил Казиник: «...В России было два несчастья — это „Пиковая дама“ и „Евгений Онегин“. Почему несчастья? Потому что есть роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина и есть опера или лирические сцены Петра Ильича Чайковского — „Евгений Онегин“. То же самое и с „Пиковой дамой“ — есть феноменальное творение Пушкина, почти гофмановское произведение, но и это не так — это выше Гофмана. У Гофмана — страхи, а у Пушкина — колоссальная математическая игра, „игра в бисер“, тончайший расчет. И также существует абсолютно самостоятельное произведение Чайковского — опера „Пиковая дама“. Иными словами, наше несчастье заключается в том, что огромное количество людей путают роман в стихах „Евгений Онегин“ с лирическими сценами Чайковского. Да, некоторых героев зовут одинаково — Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга — но это настолько разные люди, как если бы одни жили на Марсе, другие на Земле, а третьи на Альфе Центавра, той, что за много световых лет от нас. Так вот, размышлять с Юлией о „Пиковой даме“, как мы будем делать это на протяжении нескольких последующих программ, уж очень интересно. Некоторые из ее концепций меня в свое время действительно поразили…»
Вы узнаете, откуда взялась «Пиковая дама», кто такой Самюэль Герман, как он связан со знаменитым авантюристом эпохи Просвещения графом Сен-Жерменом, и какое отношение все это имеет к Пушкину и Чайковскому. А также — каково главное условие разгадки тайны трех карт, и при чем здесь будуар, интим и постель...

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.