Тайные знаки оперы. «Пиковая дама»: двери в будуар
27 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и гостья его программы — пианистка, музыкант и искусствовед Юлия Монастыршина-Ядыкина раскрывают секреты «Пиковой дамы»…
Михаил Казиник: «...В России было два несчастья — это „Пиковая дама“ и „Евгений Онегин“. Почему несчастья? Потому что есть роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина и есть опера или лирические сцены Петра Ильича Чайковского — „Евгений Онегин“. То же самое и с „Пиковой дамой“ — есть феноменальное творение Пушкина, почти гофмановское произведение, но и это не так — это выше Гофмана. У Гофмана — страхи, а у Пушкина — колоссальная математическая игра, „игра в бисер“, тончайший расчет. И также существует абсолютно самостоятельное произведение Чайковского — опера „Пиковая дама“. Иными словами, наше несчастье заключается в том, что огромное количество людей путают роман в стихах „Евгений Онегин“ с лирическими сценами Чайковского. Да, некоторых героев зовут одинаково — Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга — но это настолько разные люди, как если бы одни жили на Марсе, другие на Земле, а третьи на Альфе Центавра, той, что за много световых лет от нас. Так вот, размышлять с Юлией о „Пиковой даме“, как мы будем делать это на протяжении нескольких последующих программ, уж очень интересно. Некоторые из ее концепций меня в свое время действительно поразили…»
Вы узнаете, откуда взялась «Пиковая дама», кто такой Самюэль Герман, как он связан со знаменитым авантюристом эпохи Просвещения графом Сен-Жерменом, и какое отношение все это имеет к Пушкину и Чайковскому. А также — каково главное условие разгадки тайны трех карт, и при чем здесь будуар, интим и постель...