Школа будущего. Программа четвертая. Бирюльки и арабески Лядова
29 февраля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжая долгий разговор о России конца XIX и начала XX века — периоде жизни и творчества русского композитора Анатолия Лядова, — Михаил Казиник, наконец, фокусируется на фигуре самого мастера.
Лядова без преувеличения можно назвать виртуозом малых форм. Фортепианные, оркестровые и вокальные — они составляют основу его творчества. О миниатюрности этих сочинений говорят уже сами названия: «Бирюльки», «Арабески», «Куколки», «Музыкальная табакерка» и, конечно же, многочисленные вальсы, прелюдии и мазурки. Яркие и самобытные эти маленькие прихотливые пьесы отличаются особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий и совершенством музыкального языка.
Михаил Казиник: «Знаете, что я вам скажу — очень здорово, что в русской музыке был Лядов. Потому что ни до него, ни после него никто так и не научился писать произведения на 45-50 секунд, так, чтобы это было чудом. Всем тем, кто занимается ювелирным искусством, я настоятельно советую слушать музыку Анатолия Лядова. Потому что, как мы наем, одно дело — построить огромное здание, скажем, собор или храм — все его видят издалека, а другое дело — расписать крохотную-крохотную табакерку тонким-тонким пером или кисочкой. Именно этим занимался Лядов, и каждая его бирюлька, мазурка, арабеска, багатель — есть подлинный шедевр миниатюриста…»
В программе звучат пьесы из цикла «Бирюльки», мазурка и арабеска из ранних сочинений композитора.