Русское пространство Сергея Рахманинова

18 января 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и Андрей Шибко исследуют «русскость» и «колокольность» музыки Сергея Рахманинова, все детство и юность которого были связаны с Россией…
Михаил Казиник: «Совершенно очевидно, что Рахманинов до мозга костей русский композитор. Он колокольный. В основе всех его мелодий, его мелоса лежит русская интонация: русский плач, русские трудовые песни, русские романсы и далее, и далее. И вот он — Сергей Рахманинов — покидает Россию, и вторую половину своей жизни проводит на Западе. В 1918 году он вместе с семьей поселяется в США.
Мне кажется, что здесь Рахманинов, словно Шагал, который когда-то покинул город своего детства — любимый Витебск. Живя в Париже, художник часто говорил: «Витебск — ты мой маленький Париж». С тех пор во всех работах Марка Шагала всегда был этот странный маленький, еврейско-русский город: его старые церкви, синагоги, холмы, влюбленные, парящие над землей. Для Рахманинова таким Витебском были его дество и его юность — вся его Россия. Отсюда и вся эта поэзия, и запахи сирени, и идея серебряного мышления, вся эта радость просторов, новгородская красота, московские сорок сороков и державный Петербург… И ему, выросшему и воспитанному на всем этом, Америка была просто какая-то пус-то-та…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.