«Шедевры мелодизма» — о музыке Джованни Баттисты Перголези
9 марта 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Это имя вызывает в музыкальном мире улыбку, удивление и печаль…» — речь в программе идет об итальянском композиторе, гении барокко и классицизма Джованни Баттисте Перглези и одном из его самых вдохновенных произведений — «Stabat Mater».
О «Stabat Mater»: «Stabat Mater» — музыка, стоящая в стороне от всех остальных религиозных творений. «Stabat Mater dolorosa» в переводе на русский язык означает «Мать скорбящая стояла». То есть Дева Мария, которая стояла в стороне и наблюдала, как ее сын мучается и умирает на кресте. Перголези написал очень трагическую и одновременно светлую музыку. Когда я слышу «Stabat Mater», мне всегда хочется цитировать Пушкина: «Печаль моя светла…». То есть этос и аффект: этос — этика — всегда над аффектом, над страстью…»
О музыке Джованни Баттисты Перголези: «Красота этой музыки просто невероятна, неописуема, непередаваема… Она вся пронизана такими мелодиями, что многие музыковеды и исследователи говорят, что, если бы Перголези прожил более-менее нормальную человеческую жизнь даже по тем временам (композитор умер в возрасте 26 лет, прим. ред.), то его имя стояло бы рядом с именами Баха и Моцарта. Потому что он был готов предвосхитить всю Венскую классику, но помнил еще эпоху барокко. С одной стороны барокко — это театр, о чем мы не раз говорили. Настоящая музыка барокко, как и все барокко — это всегда театр. И поэтому в перголезиевской музыке много театра, но в это же время он еще и один из тех, кто предвосхитил классицизм. Он один из тех пограничных гениев, которые помнят барокко и нюхом чуют преобразование…»
Слушая чарующую музыку Перголези, Михаил Казиник рассуждает о гениальности и надломленности композитора, его короткой жизни и большой любви, уникальном мелодизме и необыкновенном чутье, свойственных лишь истинным мастерам.