Откуда появился минор?
2 марта 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сама идея музыки, подсказанная небом, это мажорный аккорд», — уверяет Михаил Казиник. Но откуда же тогда на земле появился минор? В этом он пытается разобраться с юными учениками Академии хорового искусства им. В.С. Попова…
Михаил Казиник: «Осуществив переход от мажора к минору, человечество совершило действие противокосмическое, как бы сказав тем самым космосу, что будет не только так, но еще и иначе. Шаг в минор оказался самым смелым шагом человечества в музыке. И когда мы ответим на вопрос, откуда появился минор и что он означает, мы автоматически ответим на вопрос, почему у Березовского в ре-минорном концерте в конце появляется фа-диез.
Люди поняли по мажору и космосу, что бог присылает им вечное знание о вечной жизни. А раз жизнь вечна, то каждый звук будет иметь мажорный призвук: «ре» будет иметь всегда «фа-диез», а «до» будет иметь «ми». Но однажды люди на планете Земля стали задумываться о том, что очень тяжело расставаться друг с другом, что земная жизнь человека ограниченна. Именно тогда люди совершили удивительный шаг — движение терции на полтона вверх. Но в глубине души гениев всегда живет знание о том, что смерти нет. Подобно тому, как гусеница превращается в бабочку: с одной стороны, гусеница умирает, а, с другой стороны, она же вылетает в бабочку. Но бабочка, увы, ничего не помнит про гусеницу, а гусеница, умирая, даже не предполагает, что вскоре станет бабочкой…»