«Не отвержи мене во время старости…»

23 февраля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О музыке, что ведет к пониманию бессмертности — в центре программы духовный концерт первого русского европейца в музыке, одного из самых удивительных и романтичных русских композиторов XVIII века Максима Созонтовича Березовского…
Михаил Казиник: «...Какие слова будут в той музыке, которую вам сейчас предстоит спеть? Только об одном — «Не отвержи меня во время старости…». Вы будете петь все время о том, что ужасная вещь — старость; что старость — не оставляйте меня, да постыдитесь, да исчезните все клеветники, да дайте мне старому, немощному и слабому жить спокойно… И всё. Ну, что это за слова? Только лишь о том, что старость — ужасная вещь, что в старости человек не может ничего делать; он уже не такой счастливый, не такой подвижный, не такой влюбленный; он часто думает о смерти…
Но музыка!.. Скажите, говорит ли она о старости? О, нет! Конечно, нет! Эта музыка говорит о вечности! Скажем, старый человек слушает ее, и вдруг, несмотря на то, что ему поют про старость, начинает думать о бессмертии!.. Вот, почему музыка — один из трех главных предметов. Музыка ведет к пониманию бессмертия.
В обычной жизни мы все видим: человек родился — махонький, потом растет, растет, растет, потом взрослеет, а потом стареет, стареет и… уходит. И мы говорим: «Господи, неужели мы все уйдем?! Как это может быть! А я?! Я хочу жить всегда — вечно!». И тут появляется музыка: она словами говорит нам про старость и немощь, и вдруг дает такую энергию вечности, бога и добра, что человек после этой музыки не только не чувствует себя старым, а чувствует себя счастливым. А все потому, что ему рассказали о том, что он — часть гармонии…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.