Вечер импровизаций. Передача вторая. Паганини и Сарасате
8 декабря 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжая разговор об импровизации и о том, что классическая музыка — это и есть «импровизация, застывшая в веках», Михаил Казиник, скрипач Андрей Чистяков и пианистка Елена Старостенкова предлагают вниманию слушателей два известных произведения: сонату Никколо Паганини и «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате.
Михаил Казиник: «Паганини изучил все — акустику, физику, технику, систему воздействия, систему потрясения, систему парадокса. Это был первый гениальный конферанс. Это был настоящий цирк, это был театр. Это был Шекспир, это были комедии Шекспира. И люди рвались, не понимая в чем дело. Они знали, что на каждом концерте что-то произойдет. А Паганини стоял один — великий, неповторимый на сцене. И все знали — он чревовещатель, он дух, он бог, он дьявол. Так родилась первая легенда, первая звезда, подлинная звезда шоу-бизнеса. Но вся прелесть заключается в том, что Паганини был, к счастью, не шоуменом, а гениальным музыкантом, владеющим тайнами мелодики…
<…> Паганиниевская мелодика рождена самой природой и потребностью человека в совершенной, безграничной, не останавливающейся ни на секунду, мелодии. Паганини после Баха открыл миру мелодию, как идею без начала и без конца — без кадансов. Он как бы завершает мелодию насильно, против своей воли, потому что она развивается и должна идти дальше и дальше, предпочитая вечность любому фрагменту этой вечности…»