«Ad Libitum, или В свободном полете»: Сергей Рахманинов

26 ноября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа «Ad libitum» с участием Михаила Казиника и Алексея Ботвинова.
Сергей Рахманинов — в мире нет второго такого композитора, о творчестве которого так расходились бы взгляды любителей музыки и профессионалов. В то время, как одни видели в творчестве Рахманинова идею музыки, как таковой, последние обвиняли его в «несовременности и отсталости». Почему так случилось?..
Михаил Казиник: «Поговорив со многими любителями музыки в разных странах, с миллионами людей, мы немедленно узнаем, что рахманиновская музыка — это собственно музыка, это сама идея музыки, это сама идея жизни, протяженности, дыхания, весны… Это идея звука, как такового. А вот профессионалы… стыдятся в случае, если они любят Рахманинова. Для них это очень интимное дело, и они слушают Рахманинова, запершись в комнате на все замки, что бы, не дай Бог, другой профессионал не увидал и не услыхал его за этим „постыдным“ занятием слушания музыки Сергея Васильевича Рахманинова. А то ведь еще сочтут дилетантом… Почему это так?»
Алексей Ботвинов: «Все знают, что Рахманинов был великим пианистом, но далеко не все знают, что почти перед всеми своими концертами он разыгрывался произведениями Баха. То есть, это звучит, может быть, парадоксально, но это факт. И если посмотреть в глубь его фактуры, то мы увидим явные баховские аккорды…»
Михаил Казиник и Алексей Ботвинов проникают в анатомию музыки Рахманинова, вскрывают ее особенности и уникальные мотивы, проводят неожиданные параллели с творчеством Паганини и Баха, оставаясь при этом истинно и неизменно русским композитором…
Михаил Казиник: «И вот теперь я прошу вас… Нет, я даже не прошу, не умоляю, я требую — любите Рахманинова! Любите Рахманинова, как любят запах сирени, не спрашивая у ботаников нет ли у нее ядовитых компонентов. Любите Рахманинова, как любят весну, не разговаривая с врачами о присущих этому времени года инфекциях…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.