Гольдберг-вариации И С. Баха: неожиданный эксперимент
10 ноября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эту программу Михаил Казиник и Алексей Ботвинов посвящают выдающемуся наследию клавирной музыки — Гольдберг-вариациям Иоганна Себастьяна Баха. Этот цикл поистине — одно из центральных произведений композитора, недаром его называют энциклопедией баховского стиля…
Считается, что вариации были написаны по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, покровительствовавшего Баху, и получили название по имени личного пианиста Кейзерлинга, юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, исполнявшего их для заказчика. Версию о том, что вариации были написаны для ночного музицирования в спальне дипломата, страдавшего от бессонницы, впервые изложил в 1802 году в первой биографии Баха Иоганн Николаус Форкель. Несмотря на то, что документального подтверждения эта версия не имеет, в музыковедении принято считать установленным, что юный Гольдберг в конце 1730-х годов учился у Баха (об этом говорит сходство ранних кантат Гольдберга с композициями Баха), а затем у его старшего сына Вильгельма Фридемана.
Однако в рамках нынешней программы Михаил Казиник и Алексей Ботвинов изучают не историю создания «Гольдберг-вариаций», а ставят очередной неожиданный эксперимент. Играя вариации одну за другой, они разыскивают в них Гайдна, Шумана, Шопена и даже Бетховена, еще раз доказывая идею о том, что гениальный Иоганн Себастьян Бах предвидел музыку грядущего на много лет вперед…
Михаил Казиник: «У Антуана Де Сент-Экзюпери есть мысль, которую я очень люблю, о том, что достаточно услышать народную мелодию XV века для того, чтобы понять как низко мы пали. Нечто похожее и здесь — в этой простой-простой мелодии есть что-то такое чистое, совершенное, завораживающее… Но вы же знаете и понимаете, что во времена Баха, Люли, Рамо, Куперена — всех этих выдающихся и удивительных клавесинистов — было очень важно воспринимать мелодию как женщину. А женщину нужно наряжать, она не может просто прийти на бал в обычном одеянии. И вот Бах по всем законам клавесинной традиции украшает свою мелодию…»