Тайные знаки оперы. «Евгений Онегин». Передача вторая
27 января 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжая цикл программ, посвященный «Тайным знакам оперы», Михаил Казиник проводит совершенно удивительный эксперимент — в контексте оперы «Евгений Онегин» он показывает как Чайковский сражается с Пушкиным…
Михаил Казиник: «И сражение это не на жизнь, а на смерть — Чайковскому нужно победить! Потому что его состояние неврастеническое, его нервное напряжение, постоянные думы о самоубийстве — смотрите, как повезло, как Чайковский сам себе наколдовал. Он, скажем, Ленский. Если Пушкин — Онегин, то Чайковский — явно Ленский, вот такой нервный:
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
…И ведь, кто стал женой Чайковского? — Явная Ольга! Ведь Ольга же так и говорит: «Зачем вздыхать?..» Потом только выяснилось, что жена Чайковского никогда не слушала его музыку и вообще музыку не любила. Но это уже совсем другая история и совсем другая радиопрограмма…»
Так кого же любит Ленский и почему он обречен? Что представляют из себя стихи Ленского по замыслу Пушкина, и во что они превращаются в опере Чайковского? Как развивается борьба композитора и поэта на протяжении всей оперы?..