Тайные знаки оперы. «Евгений Онегин». Передача первая
13 января 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всякая опера, как и Библия, имеет много уровней прочтения. Есть первый уровень толкования, есть второй, есть третий, есть четвертый… Ну, вот, например, всем хорошо известная опера «Евгений Онегин» — какие в ней тайные знаки?
Тайные знаки оперы, или отчего погиб Ленский?
Михаил Казиник: «Почему Петр Ильич Чайковский, его брат Модест и все, кто связаны были с либретто, убрали огромное количество героев и вдруг поместили нового, которого нет в романе в стихах? Помните, кто муж Татьяны? Никто. Просто абстрактно названная личность. И вдруг Чайковский называет имя, вводит его как персонаж и дает ему одну из самых прекрасных арий о любви с поэтичнейшим текстом: „Любви все возрасты покорны…“ Зачем появляется Гремин?..»
Однако, не одним только этим вопросом задается Михаил Казиник в своем рассуждении. В нынешней программе он поднимает и куда более серьезную проблему, а именно: почему величайший русский композитор Петр Ильич Чайковский не написал ни одного романса, ни на одно лирическое стихотворение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина? Не кажется ли это несправедливым?.. Но что важнее: почему не написав ни одного романса, он все-таки пишет «Евгения Онегина»?..