Эффект Эдварда Грига

14 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он часто подходил маленьким к роялю и все пытался нажимать клавиши, искать какие-то комбинации… В 11 лет он перестал расти, но к тому времени уже был композитором… Расти он продолжил — в своей могучей музыке…
Михаил Казиник: «Безумно интересно читать дневники норвежца Эдварда Грига. Для меня есть один очень важный момент, который еще раз подтверждает ту банальную истину, что большая часть феноменальных идей рождается в детстве. Ведь мы рождаемся гениальными. И если нам удается поймать в детстве очень важную идею, идею одержимости, идею какого-то невероятия, то развиваясь, эта идея способна достигать вселенских сфер…»
Эдвард Григ… Будучи еще совсем крохотным, он быстро усвоил, что две лежащие рядом ноты звучат очень плохо — каркающее и некрасиво. Он заметил, что если взять через одну ноту, то будет очень хорошо (то, что мы называем терцией). Однажды он решил попробовать нажать третью ноту, взять ее еще дальше, туда — через одну. Спустя время, он добавил четвертую клавишу — и это было совсем безумием! Непонятно каким образом, но пришел день, и он взял пятую ноту через одну. «И тогда я стал композитором…», — пишет Григ.
Михаил Казиник: «Григ увидел все цвета, все краски и почувствовал гигантское дыхание — воздух!..»
До крайности восприимчивый и чуткий к музыке маленький Григ не раз слышал в детстве знаменитый мотив норвежской народной музыки. Пастухи, народные музыканты — все его играли. Этот мотив — как национальный узор Норвегии, из него можно соткать гигантское норвежское платье. Григ его слышал, он сам пытался его повторить, он искал его и… рос с ним. Но рос, к сожалению, только ментально, ибо физически Эдвард Григ перестал расти в самом юном возрасте, так и оставшись гномом ростом с 11-летнего мальчика. И где? Подумать только, в Норвегии — среди великанов и исполинов, могучих викингов и грандиозных фьордов. Всю жизнь его, конечно, мучил этот комплекс неполноценности, который он в высшей степени превозмог в своей могучей музыке. Что же случилось с незатейливым норвежским народным мотивом? У Грига он скрыто или явно существует по всем его партитурам, разрастаясь и расцветая от сочинения к сочинению. Все творчество Грига — это процесс непрерывного роста, неумолимого и одержимого; это постоянные мотивы роста и перманентный рост одного маленького мотива…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.