Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
2 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О чем эта программа? О гении Чайковского, сумевшего вложить в свою музыку весь объем страданий шекспировской трагедии? Или о разборе сонатной формы в совершенно ином контексте, в контексте образов, миров и чувств? Как бы там ни было, Михаил Казиник совершает очередной экскурс — на этот раз в Увертюру-Фантазию Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта»…
Михаил Казиник: «Есть такое понятие — „сонатная форма“. У нее есть несколько разделов, скажем Вступление, Главная партия, Связующая партия, Побочная партия, Заключительная партия. Вся сонатная форма состоит из трех крупных частей: Экспозиция, Разработка и Реприза. Слышали? А теперь забудьте все это. Музыканты-профессионалы всю жизнь помнят это, играя, а не профессионалы — забудьте. Потому что сегодня вместо „вступление“ мы будем говорить „Патер Лоренцо“, вместо „главная партия“ будем говорить „Смертельная вражда Монтекки и Капулетти“, вместо „побочная партия“ будем говорить „Любовь Ромео и Джульетты“, вместо „разработка“ будем говорить „Сражение“… Страшный мир Монтекки и Капулетти, мир крови и мир вражды против великой любви мальчишки Ромео Монтекки и девчонки Джульетты Капулетти…»