Антонио Сальери — в поисках Бога. Передача вторая
19 августа 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этой программой Михаил Казиник продолжает свое обширное философское размышление, посвященное Маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Интерпретация музыковеда весьма любознательна — в конечном итоге она обнаруживает не только конфликт между двумя несравненно выдающимися личностями, но и конфликт между личностью и Богом, конфликт между автором и его героем…
Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое…
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Михаил Казиник: «Мне думается, что это кульминация творчества Пушкина и одно из самых крупных исследований в истории культуры, искусства, этики, эстетики, философии и, главное, творчества Моцарта. Пушкин задолго до всех ученых-музыковедов формулирует смысл Моцарта…
Откуда Пушкин знает, что Моцарт не «гуляка праздный», а «певец гробового виденья»? Об этом заговорят намного позже в истории цивилизации — об этом заговорят в ХХ веке! О том, что Моцарт — самый трагедийный композитор в истории музыки. И что за той легкостью, формой, за тем совершенством, которое мы принимаем за легкость моцартовской музыки, — внедрение «гробового виденья», постоянное знание о СМЕРТИ…»