Бесконечная мелодия Иоганнеса Брамса

  • 8 июля 2009
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В творчестве Иоганнеса Брамса заложена одна из основ европейской культуры — это вечное стремление к совершенству, абсолютная невозможность его достижения, но, вместе с тем, постоянное духовное самосовершенствование, потому что надо идти дальше. Но неутомимое стремление вперед было не только художественной идеей музыки Брамса, это было еще и личной особенностью его натуры…
Михаил Казиник: «Я вновь возвращаюсь к удивительной мысли Альберта Эйнштейна: „Бог изощрен, но не злонамерен“. У каждого гения в жизни появлялось какое-то испытание, какая-то особенность в биографии, какая-то аномалия, какое-то потрясение, которое будучи очень тяжелым для нервной системы человека, оказывалось важным для его творчества…»
Иоганнес Брамс… Что же было движущей силой его невероятного творчества? Михаил Казиник осмеливается предположить, что это было невиданное, не имеющее аналогии в истории музыки, чувство вины, всепоглощающее и всюду проникающее чувство собственной вины. Ведь Брамс полюбил жену Роберта Шумана — Клару Вик. И это была подлинная, романтическая любовь, чистая, высокая… Но потом умирает Шуман, и что-то происходит с Брамсом. Он убегает от Клары… Почему? Можно только догадываться. Но несложно предположить, что при жизни Шумана любовь Брамса к его жене была запретной, а значит тайной, а значит романтической. Казалось бы, после смерти Шумана пути к вожделенному счастью стали открыты — Брамс мог жениться на Кларе, воспитывать их детей, стать добропорядочным отцом семейства и… вместе с тем превратиться в разрешенную банальность.
Михаил Казиник: «Для Брамса это было невозможно. Когда слушаешь музыку Брамса, немедленно понимаешь, почему он так и не женился, хотя несколько раз в жизни был очень близок к этому. Его музыка неспособна остепениться, остановиться, разрешиться, успокоиться, разделиться нормальными ровными цезурами… Потому что он, Брамс, стремиться в призрачную даль — там цель, там идея, там совершенство, там гармонияВ своем стремлении вперед, он никогда не находит покоя. В этом величайшая особенность музыки Брамса».

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.