Дьявольская музыка Шнитке
11 февраля 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Самым детальным образом изучает Михаил Казиник каждую из частей сюиты Альфреда Шнитке для скрипки и фортепиано. На первый взгляд произведение кажется классическим, написанным в стиле старинной музыки, однако её автор — один из самых ультрасовременных композиторов, что, безусловно, накладывает отпечаток на само сочинение.
Итак:
Пастораль - Пастушья песня — легкая и жизнерадостная первая часть сюиты. Однако, не кажется ли слушателю, что музыка здесь как будто повисает в воздухе?..
Балет — Что в этой сюите балет — танец или кривляние? Не отягощена ли изящная музыка балета некой раздраженностью?..
Менуэт — Неужели на фоне сладкой и красивой мелодии чувствуется нечто дьявольское? То дьявольское, что способно убить всякую музыкальную вариативность?..
Фуга — Но фуга ли это? Или лишь пародия на неё? А может это самое настоящее дьявольское скерцо?..
Пантомима — заключительная часть сюиты — завершение всего цикла… Или это только его начало? И неужели любое слово здесь, внедрившись, обретая свой конкретный смысл, теряет самое себя?..