Свой сон записывал Шопен…
29 января 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Радио «Орфей» представляет цикл концертов-встреч с Михаилом Казиником и пианистом Алексеем Ботвиновым, проходивших в Москве в Концертной студии на Малой Никитской улице в 2009 году…
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Борис Пастернак
Ну вот, казалось бы, говоря о Фредерике Шопене, при чем здесь Пастернак? Деятели абсолютно разных областей искусства, даже не современники. Но в этом рассуждении Михаил Казиник проводить нить между музыкой и поэзией, и говорит о взаимопонимании между творцами разных эпох. «И Пастернак, и Шопен ходят под одним небом», — утверждает философ. В Пастернаке он видит едва ли ни единственного поэта всех времен, сумевшего написать настоящее стихотворение о том, что же такое музыка — об искусстве в определенном смысле недостижимом для других видов творческого созидания. Безумная пастернаковская зависть к музыке породила в нем умение воплотить свою зависть в равновеликие структуры. А что же тогда Шопен? «Шопен, как музыкант очень хорошо понимает, что такое риторика», — говорит Михаил Казиник. И чем музыкальнее Шопен, тем больше он литератор. Что же такое делает Шопен, и что так хорошо понимает Пастернак? Сам ответ как всегда в руках у Алексея Ботвинова, который на этот раз играет Балладу соль минор композитора…
Михаил Казиник: «Шопен, и Пастернак это очень хорошо понимает, — это тот редчайший случай постоянно расширяющегося пространства. Поскольку альвеолы почти не работают, то Шопен постоянно учит себя и через себя человечество дышать. Ведь проблемы с дыханием начались у 12-летнего ребенка. Понимаете, что такое, когда нельзя дышать ни ртом, ни носом? Когда каждый вдох — это подвиг? Выдох — это опасность не вдохнуть? <…> Врачи сказали, что жить ему год-два, ему тогда было 19 лет. И он проживает двадцать, а не два! И проживает только потому, что научился дышать через музыку…»