Трагедия бездыханности, или Романтизм как человеческая болезнь

6 января 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Переход от классицизма к романтизму — вот, что Вы услышите в этой программе. Но это будет не просто музыкальный переход, а очень насыщенный теоретически. Михаил Казиник рассказывает о принципиальных различиях между композиторами-классицистами и композиторами-романтиками, о предпосылках романтизма как такового и о самых фундаментальных его особенностях…
Михаил Казиник: «Романтизм — это человеческая болезнь. Это реакция человека-гения на поражение разума. Когда разум проиграл, оказавшись не всесильным, пришли в мир очень хрупкие и очень странные люди, которые разрушили эти совершенные архитектурные сооружения (классицизм) и запустили в мир совершенно иные образы — образ дыхания, образ бездыхания. Вообще, Шопен — идеальный вариант романтика, потому что он болен туберкулезом. Потому что у него проблема дыхания. А проблема дыхания и попытка преодоления этой трагедии бездыханности — это по сути и есть романтическая идея».
Романтики потеряли своих графов, потеряли своих князей и работодателей. Что же приобрели романтики?..
Но прежде чем начать разговор о романтиках, в программе звучит «прощальная» мелодия классицизма совершенно загадочного и уникального русского композитора украинского происхождения Максима Березовского. Он был современником Моцарта и Почетным членом Болонской музыкальной академии, а его музыка поражала совершенством формы. Увы, жизнь его сложилась столь же трагично, сколь был безграничен его талант…
Сегодня об этом исключительном мастере почти ничего неизвестно, биография его полна несостыковок и легенд, и имя жестоко несправедливо и абсурдно на многие годы было предано забвению.

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.