Выразительные средства музыки. Динамика, интонация, штрихи
12 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыка — это та же речь, только выраженная не словами, а звуками. И законы этой речи очень похожи на те, которыми мы пользуемся при произнесении обычных фраз. Само понятие «музыкальная фраза» говорит нам именно об этом.
Когда мы разговариваем, в речи есть своя мелодика — тоны повышаются, понижаются, интонация бывает вопросительная и утвердительная и так далее. То же самое и в музыкальной фразе. Но однако, тут не всё так просто. Казалось бы, если звуки отличаются друг от друга по высоте, то всё очевидно? Но отличие по высоте ещё не означает верную интонацию музыкального высказывания, поскольку есть такое понятие, как динамика. То есть усиление и ослабление звука, громче-тише. С помощью динамики и микродинамики, которую мы называем интонированием, музыкант и выстраивает осмысленную фразу. При этом не обязательно, что громкость увеличивается при увеличении высоты звуков; может быть и наоборот, высота звуков может постепенно понижаться, а громкость при этом увеличиваться. По-разному строится интонация музыкальных фраз. Это одно из самых ярких выразительных средств, делающее исполнение объёмным, осмысленным, искренним. С помощью динамики мы выстраиваем и общую форму произведения — в нём обязательно есть кульминация, высшая точка.
Штрихи — это способ извлечения звука из инструмента. Бывают штрихи, связывающие соседние звуки друг с другом, делающие фразу слитной и певучей, а бывают, наоборот, отдельные, отрывистые. Штрихи придают музыке характер: они бывают жёсткие и мягкие, активные и ласковые, лёгкие и тяжёлые и так далее — огромное разнообразие характеров. С помощью штрихов можно подражать звукам человеческого голоса, играть нараспев, а можно имитировать различные инструменты — например, ударные с их сухим отрывистым тембром, или трубу, подающую призывные сигналы. Все это достигается с помощью разных приёмов игры. У актёров есть упражнение — произнести звук «А» с десятками разных интонаций. У музыкантов тоже можно один-единственный звук взять десятками разных способов, изменяя тем самым его тембр. У каждого инструмента свои штрихи, связанные с природой звукоизвлечения на конкретном типе инструмента. Например, на фортепиано, по своей природе являющемся ударным инструментом, самое сложное — добиться певучести звучания, протяжности и красоты звука, не поддаваться желанию «постучать» по инструменту погромче. Хотя и это может иной раз потребоваться как определённая краска.
Важно, как мы берём звук (это называется «атака звука»), и не менее важно, как мы его «снимаем», то есть прекращаем звучание. Все эти мельчайшие детали имеют огромное значение для исполнения в целом, именно вниманием к деталям мастер отличается от подмастерья.
Динамика, интонация и штрихи, которые мы ещё называем артикуляцией — прямо как в словесной речи! — это те средства, которые делают музыку выразительной. Иначе звучание было бы монотонным и слушать его было бы невозможно, как невозможно слушать скучную бесцветную речь. Без этих приёмов не обходится ни одно, даже самое маленькое музыкальное произведение. Поэтому и изучать динамику и штрихи детки начинают зачастую даже раньше, чем ноты.