Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

  • 13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром — и также, как у любого человека есть индивидуальный тембр голоса, который мы узнаём по телефону, не видя самого человека, такие же тембры есть и у музыкальных инструментов.
Об этом лучше всего рассказал детям Сергей Сергеевич Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк», где каждый инструмент — это персонаж. Например, птичку изображает флейта, исполняющая виртуозные пассажи и рулады в очень высоком регистре, как бы чирикая; утку — гобой, обладающий чуть гнусавым тембром и изображающий кряканье, а Дедушку — ворчащий низким голосом фагот. Также есть Охотники, выстрелы которых изображают ударные инструменты — литавры и большой барабан, и другие персонажи. Таким образом, каждому герою присвоен индивидуальный голос и полностью соответствующий ему характер. Ведь было бы странно, если бы Дедушку изображала бы флейта? Имеет значение и диапазон инструмента, то есть высота звуков, которые он способен издавать.
Хотя, иногда случается, что один инструмент изображает другой. Например, скрипка, используя определенный приём игры без смычка, который называется пиццикато, может подражать щипковым инструментам — мандолине или балалайке, а на рояле можно изобразить сигналы трубы или пассажи арфы, и так далее. Мусоргский в «Картинках с выставки» поручает фортепиано изображение колокольного звона. А Родион Щедрин в балете «Анна Каренина» идёт ещё дальше: оркестр зримо изображает приближающийся поезд!
Когда композитор пишет музыку, даже если он не ставит перед собой цель изобразить птичку, дедушку или поезд, а обращается к более абстрактным образам, он точно также ищет наиболее подходящий тембр для решения своей художественной задачи. Тембры могут сочетаться и создавать новые краски, буквально как в живописи. Искусство выбрать нужные тембры для музыкального материала называется оркестровкой.
Путём тембровых решений можно даже реализовывать драматургические задумки. Одна из самых поразительных находок такого рода существует в «Симфонических танцах» Рахманинова, произведении, созданном в самом конце жизни композитора, после многих лет жизни на чужбине. Чисто русскую распевную, ностальгическую мелодию он неожиданно поручает… саксофону — инструменту, прямо связанному с образом американского джаза. Многозначность этого выбора такова, что о ней нужно размышлять. Этот эффект достигнут парадоксальным сопоставлением тембра и жанрового облика темы. Это очень серьёзный и глубокий пример. Но тем же способом можно достигать и комических эффектов, какие часто возникают при объединении несочетаемого.
Тембральная палитра — одно из самых сильных выразительных средств, отличающая инструменты друг от друга. Но и из одного и того же инструмента можно извлекать звуки, отличающиеся по тембру, который может быть более мягким или более жёстким, светлым и тёмным, и так далее. Более того; пианисты, как известно, на сцене играют не на своём личном инструменте. И вот если за один и тот же концертный рояль сядут по очереди десять пианистов, мы услышим десять разных инструментов — настолько индивидуальность артиста влияет на тембр звука. Инструмент буквально становится личным голосом исполнителя.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.

Выразительные средства музыки. Динамика, интонация, штрихи

Музыка – это та же речь, только выраженная не словами, а звуками. И законы этой речи очень похожи на те, которыми мы пользуемся при произнесении обычных фраз.