Что такое партитура
11 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Партитура — это полная нотная запись музыкального произведения для оркестра. Можно сказать, что партитура — это ноты для дирижёра.
У каждого музыканта оркестра его партия записывается на одной нотной строчке. Одна строчка для флейт, одна для фаготов, одна для литавр и так далее. Инструменты бывают солирующие, а бывают групповые. Для групп струнных инструментов — группы первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов — в партитуре используется одна строчка для всей группы, даже если в группе десять или более музыкантов. Поскольку музыканты одной группы чаще всего играют в унисон, то и ноты у всех одинаковые.
Таким образом, партитура выглядит как множество нотных строчек, находящихся строго одна под другой и перечёркнутых вертикальными тактовыми чертами. Это визуальная синхронизация всего, что происходит в оркестре. Если какой-то инструмент некоторое время не играет, ему пишут паузу, а если эта пауза очень длительная — его строчка может на время исчезнуть из общей вертикали партитуры.
Задача дирижёра — охватить сознанием всё, что происходит у каждого инструмента или группы инструментов. Это очень непростая задача, потому что у всех происходит разное. Казалось бы, весь оркестр играет в одном движении, и достаточно показывать ему жестами темп. Но — у кого-то тематический материал, у кого-то аккомпанирующая фактура. Кому-то надо показать жестом, что пора вступать после долгой паузы. А на репетициях дирижёр должен слышать все ошибки, а для этого надо обязательно контролировать, сверяясь с партитурой, а верный ли авторский текст играют музыканты? И здесь кроется одна существенная сложность.
Дело в том, что для записи разных инструментов используются различные ключи. Одна и та же нота, записанная на нижней из пяти нотных линеек, в скрипичном ключе будет читаться как нота ми, а в басовом — как нота соль, но уже на две октавы ниже. А есть ещё и альтовый ключ, в котором играют, как можно догадаться, альты, и теноровый ключ, в котором играют виолончели. Хотя виолончели играют также и в басовом, и в скрипичном ключах. Во всех этих ключах один и тот же значок ноты будет иметь совершенно разное значение.
Это, как говорится, полбеды. Есть ещё так называемые транспонирующие музыкальные инструменты. Это духовые — кларнет, валторна, труба и другие. У них для записи используются традиционные ключи, но плюс к этому учитывается ещё и строй инструмента. И нота, которая в скрипичном ключе записана как «до», для духового инструмента, играющего в строе Си бемоль, будет звучать как си бемоль, а для инструмента в строе Фа та же нота будет звучать как фа. Надо сказать, это немного сводит с ума музыкантов с абсолютным слухом — но такова многовековая традиция записи нот для духовых инструментов. Пишем одно, слышим совершенно другое.
Однажды Сергей Сергеевич Прокофьев решил привести в своих партитурах всё это сложное духовое хозяйство в порядок, и стал записывать духовикам всё в строе До — то есть, что видим, то и слышим. Но… не пошло. Привычка оказалась сильнее рацпредложения Прокофьева.
Поэтому чтение партитур с листа — это очень и очень сложная задача! Есть такая учебная дисциплина в консерватории, когда дирижёр должен взять незнакомую партитуру и с листа сыграть на фортепиано то, что он видит в нотах. Теперь представьте себе около 15-20 строчек, большинство из которых записаны в разных ключах и в разных строях.
Это только на самый первый взгляд кажется, что дирижёр — это тот, кто просто размахивает руками. А он тем временем, как диспетчер, имеет перед глазами и в голове сложнейшую всеобъемлющую схему всей симфонии, и каждую секунду следит за её верным воплощением.