Концерт для солиста с оркестром
11 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Слово «концерт», имеющее латинское происхождение, одновременно означает и «согласие» (concerto), и «состязаться» (concertare). И это парадоксальное противоречие очень хорошо объясняет смысл происходящего! Концерт — это сочинение для солиста с оркестром. И солист то объединяется с оркестром в едином потоке музыкальной идеи, то находится с ним в своеобразном противостоянии.
Этот жанр зародился в Италии в конце 16 века как жанр хоровой полифонической духовной музыки. Бах называл концертами свои полифонические кантаты. Затем концерт превратился в жанр, где контрастно сопоставлялись фразы солиста-инструменталиста и оркестра. В 18 веке в Италии композиторы Арканджело Корелли и Антонио Вивальди сформировали структуру концерта, привычную нам, а именно трёхчастный цикл, в котором крайние части — быстрые и виртуозные, а вторая часть — лирический центр цикла, напоминающий вокальную арию. Но в ту эпоху ещё нередко встречались концерты для оркестра, без солирующего инструмента.
Венские классики — Гайдн, Моцарт, Бетховен — утвердили для инструментальных концертов сонатно-симфонический подход. Но от сонат и симфоний концерты отличались тем, что в крайних частях солист должен был исполнить так называемую каденцию. Каденция — это сольный эпизод без сопровождения оркестра, который солист должен был или сам заранее сочинить, или даже на ходу сымпровизировать, проявив все свои лучшие виртуозные и прочие качества. Искусство сочинять каденции было в большой цене. Но со временем солисты (которые к тому времени перестали быть одновременно и композиторами) перестали сочинять каденции сами и начали разучивать лучшие из написанных и опубликованных ранее, в том числе самим автором концерта. Кстати, в наши дни прекрасная традиция сочинять свои собственные каденции постепенно возрождается.
В эпоху романтизма, в соответствии с её эстетическими принципами, инструментальный концерт стал пылким и лирическим высказыванием главного героя-солиста. Например, в фортепианных концертах Шопена у солиста необыкновенно красочная, многогранная и развёрнутая партия, а оркестр играет скорее поддерживающую роль, нежели соревнуется в яркости выражения с пианистом.
19 век стал для жанра инструментального концерта временем расцвета. Творили романтики — Мендельсон, Шопен, Лист, Шуман, Брамс, Чайковский. В последующие эпохи и до наших дней инструментальный концерт не утратил своих позиций — концертов было создано великое множество, и композиторы продолжают творить в этом жанре.
И для солистов жанр концерта с оркестром — один из самых любимых видов сценического выступления. Великие композиторы, феноменально владевшие инструментом, написали выдающиеся сочинения. Например, пианисты не мыслят своего существования без концертов Рахманинова и Прокофьева, а скрипачи — без концертов Паганини. Но случалось и так, что композитор, не владеющий инструментом, прибегал к помощи выдающегося солиста, советуясь с ним о лучшем воплощении инструментальной партии, как, например, Дмитрий Шостакович сотрудничал с Мстиславом Ростроповичем при создании своих виолончельных концертов.
Концерты созданы практически для всех существующих инструментов и даже для голоса с оркестром. Бывают в наше время и концерты для оркестра без солиста — например, «Озорные частушки» Родиона Щедрина. А у Баха есть «Итальянский концерт» для клавира без оркестра. Бывают концерты для нескольких инструментов и оркестра — например, бетховенский Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Инструментальный концерт — это по-прежнему один из самых любимых у слушателей жанров, позволяющий и услышать солиста-виртуоза, и всё богатство красок симфонического оркестра.