Музыкальная литература и история музыки

10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это ещё один предмет из программы детской музыкальной школы. Во многом его название напоминает нам о литературе, которую мы изучаем в школе. И действительно, между этими двумя предметами есть сходство — только вместо писателей композиторы, а вместо стихотворений и прозы — лучшие музыкальные произведения классики и современности. На уроках музыкальной литературы мы знакомимся с музыкальными произведениями, с жизнью их великих создателей, анализируем, как устроено то или иное сочинение, запоминаем его основные темы. Накапливать знания и кругозор в отношении музыки мы не перестаём никогда, на протяжении всей жизни в профессии эти знания нам необходимы каждый день, и их не может быть слишком много.
В начальной школе этот предмет называется «слушание музыки» и помогает ребятам научиться основным навыкам знакомства с музыкальным произведением — конечно, поначалу на совсем простых образцах. В более старшем возрасте фокус смещается на личность композитора, на его принципы в искусстве, на то новое, что он своим творчеством привнес в музыку, и на основные этапы его творческого пути на примерах наиболее значительных его произведений. Изучение музыкальной литературы требует большого напряжения памяти — ученики запоминают огромное количество музыки, которую на экзамене должны уметь или угадать на слух, или даже сами наиграть на фортепиано.
В вузе взгляд на мировую музыкальную литературу становится более системным, исследует взаимосвязи и закономерности развития музыкального процесса. Поэтому предмет меняет своё название и именуется «история музыки». Это предмет, который позволяет разобраться, что происходило в разные эпохи не только непосредственно в музыкальном искусстве, но и сопоставить общие со всемирной историей искусств тенденции. Музыка, как и другие виды искусства, не существовала, да и сейчас не существует в изоляции от остальных художественных и исторических тенденций своей эпохи. Именно поэтому, изучая музыку Дебюсси и Равеля, мы не можем не думать о художниках-импрессионистах, говоря о Бетховене, мы помним о Французской революции, а занимаясь наследием великого Баха, мы не можем воспринимать его в отрыве от учения христианской церкви.
В курсе истории музыки мы изучаем также различия национальных композиторских школ, историю музыкальных жанров, различные эпохи в искусстве — барокко, классицизм, романтизм, экспрессионизм, импрессионизм и так далее. Это синтетическая дисциплина — для ее понимания требуются уже весьма глубокие знания других музыкально-теоретических дисциплин, таких, как сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм и другие. На занятиях по музыкальной литературе мы знакомимся с такими понятиями, как выразительные средства музыки, специфика музыкального языка автора, изучаем особенности каждого жанра — от самых значительных, таких, как опера или симфония, до миниатюр. Также мы узнаём многое о специфике различных музыкальных инструментов, о их характерных особенностях, и почему композитор выбирал для выражения своей идеи тот или иной инструмент, и как он раскрывал его возможности.
Обычно курс музыкальной литературы делится на два огромных раздела — зарубежная музыка и русская музыка, включающая в себя и советский период, и современность вплоть до наших дней. Такое разделение обусловлено историческими событиями — когда в нашей стране только зарождалась профессиональная музыкальная деятельность, в Европе уже был её расцвет. Однако русская музыка развивалась стремительно и бурно, вскоре наши композиторы и музыканты буквально ворвались на мировую сцену, и Россия навсегда вошла в число самых музыкально развитых стран.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.