Как мы оцениваем исполнение

  • 9 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Музыкантов-исполнителей на свете много, больших и маленьких, хороших и разных. Но как же понять — кто хороший исполнитель, а кто не очень? Вот в спорте чаще всего всё наглядно и чётко: секунды, метры, очки. А как в музыке? Каковы те самые критерии, по которым можно определить, например, на конкурсе, что участник Х может пройти в следующий тур, а участник Y — вряд ли?
Сразу скажу, что однозначных критериев в музыкальном искусстве мало или почти нет. Из-за этого и возникают бесконечные споры поклонников одного талантливого артиста с поклонниками другого не менее талантливого артиста. И действительно, если речь идёт об индивидуальном взгляде художника на суть, принципы и цели искусства, то чем более различны музыканты между собой, тем интереснее и глубже картина музыкального мира. Однако, есть профессиональные критерии, по которым мы всё же можем оценивать искусство исполнителя.
Первый и важнейший из этих критериев — соответствие авторскому тексту. Причём не только в плане верно прочитанных нот и ритмического рисунка, но и темпа, и динамики, и агогических ремарок. Если исполнитель небрежно отнёсся к прочтению текста, то мы можем смело говорить о недостатке его профессионализма. Авторский текст — это наше «священное писание». Многие музыканты с большой тщательностью изучают первоисточники, то есть рукописи и первые прижизненные издания, только чтобы максимально приблизиться к постижению замысла композитора, справедливо считая его основным ресурсом, на основе которого можно выстраивать свою интерпретацию. Интерпретация должна максимально полно раскрывать замысел именно автора музыки, и исполнитель не должен ставить перед собой цель во что бы то ни стало сыграть не как другие, чтобы от всех отличиться.
Второй критерий — мастерство технического воплощения. То, что называется виртуозностью в высоком смысле слова. Сюда относится прекрасно налаженный игровой аппарат, то есть пальцы, руки, плечи и всё, чем мы играем, вплоть до спины и опоры на ноги. Всё это абсолютно необходимо, чтобы, играя, музыкант не продирался бы сквозь баррикады непреодолимых для него технических проблем, коверкая произведение своим несовершенным исполнением, а занимался бы творческими задачами. Совершенная техническая база — необходимый минимум для современного исполнителя. Сюда же относится тонко настроенный и самокритичный слух, чтобы исполнение было ясным, прозрачным, с отточенными штрихами и фразировкой. Лишь владея исполнительским ремеслом в высоком смысле слова, можно заявлять о творческих решениях.
Третий критерий — мастерство звукоизвлечения. Один из самых индивидуальных факторов исполнителя, наряду с его чувством времени. Звукоизвлечение складывается из слухового анализа своего звука, из тактильных ощущений при игре, из физических данных исполнителя. Один и тот же инструмент у двух разных исполнителей будет звучать совершенно по-разному. Это одна из самых больших загадок — индивидуальный тембр именно музыканта, а не только конкретного инструмента, на котором он играет.
Четвёртый критерий — интеллект. Он требуется исполнителю, чтобы охватить целое и выстроить форму сочинения, чтобы понять и усвоить логику развития на разных уровнях.
Пятый важнейший критерий — образность исполнения. Тот сплав внутреннего мира артиста и его внешнего воплощения в звуках, который делает нотный текст художественным событием здесь и сейчас, меняющим мир вокруг, остающимся в памяти слушателей, оставляющим след в их душах.
Эти критерии во многом субъективны, и то, что близко одному слушателю, может оставить другого более отстраненным. Но когда личность артиста, мастера являет миру художественное событие, а не просто профессионально осуществленное озвучивание нотного текста, это никто ни с чем не спутает, даже тот, кто не знает, по каким критериям это следует оценивать.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.

Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром.