Лад: мажор, минор и другие
8 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В жизни слово «лад» означает то же, что и в музыке: согласие, взаимопонимание, любовь и дружба. В музыке лад — одно из самых базовых понятий, как в языке — алфавит. Но при этом над определением, что же такое лад, до сих пор трудятся учёные, давая всё новые словесные формулировки для описания этого явления. Их объяснения очень научны и сложны. Я скажу вам так: лад — это что-то вроде определённого набора разных по высоте нот, в котором написана мелодия. Но звуки эти не произвольно собраны, а должны находиться между собой в определённых взаимоотношениях. Мы ведь помним: лад — это дружба. Чужеродных звуков в ладу быть не должно. Взаимоотношения разных звуков лада подчинены определенной закономерности или системе. Как правило, звуков в ладу семь, но бывают исключения. Разные лады придают музыке разный характер и настроение.
В системе нот лада некоторые звуки являются устойчивыми, а другие — неустойчивыми. Самый устойчивый, опорный звук называется «тоника». Однако её устойчивость мы можем ощутить только в соотнесении с другими, неустойчивыми звуками. Эти неустойчивые звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют перехода в устойчивые звуки. Мы называем такой переход «разрешением». Поскольку тоника — это самый устойчивый звук, то зачастую она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности. Итак, неустойчивые звуки всегда стремятся быть разрешёнными в устойчивые. Но постоянно находиться в устойчивом состоянии неинтересно — неустойчивые звуки нужны для создания музыкального действия, они постоянно то уводят развитие мелодии от устойчивых звуков, то вновь возвращают к ним.
Ладов в музыке много, но есть два самых главных. Это мажор и минор. Мажорный лад — это свет и радость, это позитив, это восторг. Минор же — задумчивость и печаль, драматизм и скорбь. Мажор — это восход солнца, а минор — серый осенний денёк. Мажор — это торжественный гимн, а минор — траурный марш.
С точки зрения теории музыки, главное отличие мажора от минора заключается в одном звуке. Внутри лада мы называем звуки ступенями и отсчитываем их от тоники, то есть первой ступени, наверх, как по лестнице. Так вот, главное отличие — третья ступень нашего звукоряда. Она может быть чуть ниже, и тогда получится минор. А если она чуть выше — это будет мажор.
Если мы построим мажорный лад, начинающийся от тоники До, то он так и будет называться — До мажор. А если построить минор от тоники Ля, получится ля минор. Тоника даёт название своей тональности. Это ещё одно музыкальное понятие, родственное понятию лада. Это слово — тональность — можно услышать очень часто: например, Бетховен, Шестая симфония, написанная в тональности Фа мажор. И мы сразу понимаем, что последним аккордом этой симфонии станет именно фа-мажорное трезвучие.
В истории музыки существовало множество разных ладов, некоторые из них родились ещё в Древней Греции, некоторые пришли к нам с Востока. В восточных и народных ладах бывает не семь, а пять нот, они так и называются — пентатоника, то есть пять тонов. Существуют и другие лады в культурах, весьма далёких от европейской музыкальной традиции.
Некоторые лады были изобретены композиторами. Например, один из них, так называемый уменьшённый лад, строится путём чередования тонов и полутонов, и носит имя своего автора — Римского-Корсакова.
Итак, лад — это одно из важнейших средств музыкальной выразительности.