Звук
7 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыка — звуковое искусство. Но что же такое звук, а конкретнее, музыкальный звук? Ведь мы никогда не бываем в абсолютной тишине, мы всегда окружены звуками, но не все из них мы воспринимаем как музыку. Иные звуки в зависимости от контекста могут быть частью музыки, а могут и не быть. Звуки делятся на две группы: собственно музыкальные, то есть имеющие определённую высоту, которую можно повторить голосом или на инструменте, и шумовые, у которых нет точной высоты, но есть своя выразительность: удар, гул, скрежет, шуршание. Многие шумовые звуки становятся участниками музыкального процесса, но в академической музыкальной традиции они всё же исполняют вспомогательную роль, а основная роль отведена звукам с определённой высотностью.
У музыкального звука есть четыре характеристики: высота, громкость, длительность и тембр.
Высота — это скорость колебаний источника звука, например, струны. Чем быстрее колеблется струна, тем выше звук. Имеет значение толщина и длина струны. При игре на скрипке или гитаре музыкант своими руками постоянно изменяет длину струны, зажимая ее пальцами, а у фортепиано длина струн при игре остаётся неизменной. У человеческого слуха есть границы восприятия. Например, собака может слышать более низкие звуки, чем мы. А с возрастом верхняя граница слышимого диапазона у нас снижается, то есть дети способны слышать более высокие звуки, чем взрослые.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем громче звук. Если прекратить воздействие на струну или другой источник звука, то колебания постепенно затихают и в конце концов прекратятся.
Длительность звука зависит от того, намеренно ли исполнитель продолжает звук или заглушил его. С длительностями звука связан ритмический рисунок произведения.
Одна из самых интересных и сложных характеристик звука — тембр. Тембр — это индивидуальная окраска звука, его «лицо», его характер. У каждого музыкального инструмента свой тембр, у каждого певческого голоса свой тембр. Нота одной и той же высоты звучит по-разному на фортепиано, скрипке или флейте. Тембр складывается из так называемых обертонов — это немецкое слово, означающее «высокий тон», означает особые очень тихие призвуки, сопутствующие основному звуку. Во время звучания струна колеблется не только целиком, но одновременно колеблются ее каждая половина, треть, четверть, пятая часть и так до бесконечности. Чем короче отрезок, тем выше по диапазону получается обертон. Первые 10 обертонов звука могут быть различимы, остальные — уже нет. Чем больше у звука слышимых обертонов, тем богаче тембр.
Первый обертон, образующийся из колебания половины струны, даёт самый чистый и слитный интервал между двумя разными звуками, он называется октава. Второй и третий обертоны — тоже чистые интервалы, квинта и кварта. Интервалы постепенно уменьшаются, и в конце концов перестают быть консонантными, то есть благозвучными. То есть все законы музыкального благозвучия не придуманы человеком, а установлены законами физики.