Ударные инструменты
6 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ударные инструменты — самый древний тип музыкальных инструментов. Момент их появления на свет теряется в глубине веков. Первый ударный инструмент родился, когда человек обнаружил, что стук камня о камень или палки о палку — это не только шум, но ещё и способ художественного воздействия на сознание человека. Даже собственные ладони тоже можно считать ударным инструментом! Ведь звук ударного инструмента получается благодаря удару одного предмета о другой. Однако бывает и иначе — звук также может рождаться благодаря трению или встряхиванию инструмента.
А дальше начинается классификация. Группа ударных инструментов очень многочисленная, и классифицировать их можно по разным параметрам. Прежде всего ударные делятся на две большие группы: инструменты с неопределённой и с определённой высотой звука. К первым относятся барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты, треугольник и прочие. А ко вторым — ксилофон, литавры, колокольчики, вибрафон и другие.
Еще ударные инструменты группируются по виду звучащего корпуса. Бывают мембранные инструменты — такие, как литавры, барабан, бубен, в них источником звука служит натянутая мембрана из кожи или пластика.
Бывают инструменты, в которых звучащим телом является сам корпус инструмента целиком. Они носят название «идиофоны», от греческого идиос — свой и фони — звук, голос. К ним относятся там-там, вибрафон, маримба, колокольчики, ксилофон и другие. Идиофоны, в свою очередь, подразделяются на металлические и деревянные.
Зачастую ударные инструменты компонуются в ударную установку — это хорошо известная любому из нас устойчивая и компактная конструкция из нескольких видов барабанов, тарелок и прочих ударных, которая устроена так, что на ней может играть один музыкант, без труда дотягиваясь до любого из входящих в установку инструмента палочками, руками или посредством педалей. Ударная установка используется в джазе, рок-музыке, поп-музыке и так далее, а в симфоническом оркестре её встретить маловероятно.
А есть группа ударных, которая называются одним общим словом «перкуссия». В обиходе музыканты иногда называют их просто «мелочь». Это всевозможные бонги, маракасы, трещотки, колокольчики, бубенчики; удивительный инструмент флексатон, напоминающий завывания привидения, хлопушка под названием «фруста», всевозможные этнические инструменты разных народов — и знакомые нам, вроде кастаньет, и совсем экзотические; и честно говоря, ударным инструментом может стать что угодно, хоть упаковочные ящики — всё может пойти в ход, если автор музыки очень захотел. Но, тем не менее, на всех них надо уметь играть, и играть здорово! Поэтому исполнитель на ударных инструментах — музыкант универсальный; помимо знания нотной грамоты, такого же, каким обладает пианист или скрипач, он владеет не одним инструментом, как они, а сразу целым огромным семейством! Некоторые из инструментов очень просты и способны издавать только один звук, как треугольник; а некоторые очень сложны, как вибрафон или маримба, и игра на них требует огромного мастерства и виртуозности. Нотная запись для ударных тоже особенная: для звуковысотных инструментов одна, для не обладающих высотой звука — другая, не требующая пяти нотных линеек. Зато какие сложные и даже полифонические ритмические рисунки может исполнить ударник!
В современном симфоническом оркестре ударников несколько. Один стоит за литаврами, другой за малым барабаном, третий за целым набором мелких инструментов, четвёртый у большого барабана. Иногда они могут меняться, переходить с места на место, от инструмента к инструменту.
Чувство ритма — главный талант ударника. Оно несравненно точнее, чем у пианиста, флейтиста и прочих инструменталистов. Одно из главных сочинений для исполнителя на ударных инструментах — это «Болеро» Равеля. Для него даже существуют специальные барабанные палочки. Исполнение «Болеро» — звёздный час оркестрового ударника. И, конечно, ничто не может с такой силой воздействовать на слушателя, как идеальный повторяющийся ритм, гипнотизирующий на уровне глубинных слоёв сознания.