Клавишные инструменты

  • 6 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кто и когда придумал такое устройство, как музыкальная клавиатура, точно сказать невозможно, да это и не мог быть один человек — первые прототипы клавиш появились около двух тысяч лет назад на инструменте под названием «гидравлос», то есть водяной орган; а окончательно клавиатура, какой мы ее знаем, о есть с двумя рядами черных и белых клавиш –оформилась примерно к началу 17 века. Некоторое время клавиши были окрашены наоборот: нижний ряд был чёрным, а верхний — белым. На темном фоне клавиатуры той галантной эпохи, говорят, рельефнее выделялись белоснежные, холеные ручки клавикордисток и клавесинисток.
Один из древнейших клавишных инструментов — орган. Его клавиши были большими и широкими, около 5 сантиметров шириной, и в Средние века игра на органе была физически нелегким делом — клавиши приходилось нажимать кулаками. Затем механизм совершенствовали, и во времена Баха органу уже была доступна весьма виртуозная музыка.
Клавикорд — ещё один клавишный инструмент родом из средневековья, принцип звукоизвлечения во время игры на нём во многом похож на современное фортепиано — по струнам ударяли специальные металлические штифты с плоской головкой под названием «тангенты». Однако звук клавикорда, несмотря на его красоту и чуткость звукоизвлечения, был очень-очень тихим. Он годился только для домашнего музицирования. Но зато на клавикорде можно было изменять громкость звука.
Другой клавишный инструмент той поры — клавесин — был изобретен в Италии примерно в 15 веке. На нём другой способ звукоизвлечения — это клавишно-щипковый инструмент. Звук появляется благодаря защипыванию струны небольшой пластинкой, сделанной из птичьего пера. Звук клавесина громче и ярче, чем у клавикорда, его достаточно хорошо слышно в более объёмных помещениях, но звук совсем не длится. Поэтому в музыке для клавесина такое количество украшений — трелей и прочих мелизмов, для того чтобы длинные ноты могли с их помощью продолжать звучать. Громкость звука при игре на клавесине практически нельзя регулировать. Клавесин, в отличие от клавикорда, благополучно дожил до наших дней и композиторы зачастую его используют в своих сочинениях как очень характерную краску.
Но подлинным королём клавишных инструментов стало фортепиано, изобретённое итальянцем Бартоломео Кристофори в 1709 году. Само слово в переводе с итальянского означает «громко-тихо». Это была настоящая революция! Инструмент обладал совершенно новыми возможностями, сразу привлек к себе интерес композиторов и исполнителей, и начиная с конца 18 века безраздельно царит среди клавишных инструментов. Кстати, привычное нам слово «рояль» так и переводится с французского — «королевский». Действительно, рояль — королевский, всемогущий, многоголосный инструмент! Клавиша фортепиано связана сложнейшим механизмом с деревянным молоточком, обитым войлоком. Он и ударяет по струне. Механизм обеспечивает возможность тончайшего регулирования силы и тембра звука. У рояля есть педали, одна из которых служит для продления всех звуков, другая для приглушения звука, а третья — для удержания звучания отдельных звуков.
Также клавишными инструментами являются фисгармония, челеста, аккордеон и некоторые другие.
Клавиатура бывает не только для рук, но и для ног. Она называется «педальная клавиатура». Клавиши у неё большего размера и другой формы, а расположены белые и чёрные клавиши по тому же принципу — в два ряда. Педальной клавиатурой оснащён орган. Органист одновременно играет и руками, и ногами, что требует отличной координации. У органа и клавесина может быть не одна ручная клавиатура, а несколько, расположены они одна под другой в виде террас. Если клавиатур несколько, они называются мануалами.
Клавишные инструменты продолжили своё развитие и в 20 веке, когда появились электромузыкальные инструменты. Среди них есть множество интереснейших инструментов с очень красивым звуком. Ну, а для всевозможных синтезаторов звука музыкальная клавиатура — это одно из самых удобных средств ввода звуковой информации.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.

Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром.