Выразительные средства музыки. Мелодия

  • 10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Что такое мелодия? Как и в случае с другими сложными абстрактными понятиями, однозначного определения не существует, а есть только попытки описать явление. Чаще всего мелодию определяют как «последовательность звуков, образующую законченную музыкальную мысль». Но хочется разобраться, почему же именно мелодия является главным выразительным средством музыки? Почему именно мелодию мы прежде всего запоминаем, можем сами напеть или угадать, и иногда она может застревать в голове, как навязчивая идея, а иногда нам сложно ее запомнить?
Мелодии бывают короткие — тогда мы зовём их мотивами, и длинные, а иногда эти музыкальные мысли настолько длинные, что мы называем их «бесконечными», и этим они похожи на сложносочиненные предложения, которые, кажется, никогда не завершатся точкой; мелодии бывают удивительно красивые, объёмные и прихотливые или блёклые, невыразительные; мелодии обладают ритмическим рисунком, звуки мелодии разные по высоте. Мелодия — не просто абстрактная последовательность разных звуков; мелодии обладают характером, они состоят из различных взаимоотношений и тяготений между звуками. Мелодию можно гармонизовать, это слово происходит от слова «гармония», то есть снабдить ее аккордовым аккомпанементом.
Мелодия может быть темой музыкального произведения, то есть быть его основной идеей, а может быть одной из череды других тем, если это произведение написано в крупной форме, и тогда у мелодий, вернее, тем, начинаются свои отношения: они могут противоборствовать, могут соединяться одна с другой, могут существовать одновременно, тогда это называется контрапунктом.
Нот в музыке всего семь, есть еще диезы и бемоли, всего получается двенадцать; и из этих двенадцати звуков возникает всё бесконечное разнообразие мелодий, и пока что композиторы не исчерпали все возможные комбинации. Сергей Прокофьев как-то подсчитал, что для мелодии длиной в 8 нот всех возможных комбинаций около 6 000 000 000. И это ещё без учёта ритмического рисунка!.. А вот плагиатом считается, если совпало более 6 нот подряд, хотя в разных странах законы на эту тему разные. Однако, напрямую доказать музыкальный плагиат очень сложно, и зачастую его называют «бессознательным цитированием».
Красота мелодии практически не зависит от жанра, в котором она написана; хотя, конечно, самые красивые мелодии чаще встречаются в вокальной музыке. Композиторы, наделённые щедрым мелодическим даром, считаются элитой среди композиторов, потому что мелодию, берущую за душу, сочинить только «от головы» практически невозможно, здесь бесспорно нужен особый талант. Таким талантом обладали Моцарт, Шопен, Чайковский, Рахманинов и другие, а среди композиторов не академической сферы — например, Александра Пахмутова. Удивительный случай в истории музыки — Леннон и Маккартни, музыканты, даже не знавшие нот, однако, писавшие мелодии удивительной красоты (Yesterday — одна из самых популярных на свете мелодий).
Но не все мелодии в музыке обязаны быть красивыми; самое важное, чтобы они выражали нужный музыкальный образ. То есть, у мелодий, как у актёров, есть своё амплуа — кто-то принц, а кто-то и злодей.
У каждого из нас есть любимые мелодии, дотрагивающиеся до самого сердца, которые мы готовы слушать бесконечно. Секрета написания гениальной мелодии никто не знает, хотя некоторые композиторы знают, как писать «хиты». Однако чтобы родилась по-настоящему уникальная мелодия, композитору должен помочь не только талант или мастерство, но и то, что зовётся озарением.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.

Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром.