В сумерках, или Последняя любовь Зденека Фибиха

Выпуск 64
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эффектно войти в историю можно разными способами. Например, построить империю, или разрушить. Оставить после себя массу книг, или сжечь библиотеку. Можно сочинить целый ворох произведений, а можно лишь одну пьесу, но безусловный шедевр. С нашим героем история сыграла своеобразную шутку: его, автора большого числа музыкальных сочинений для театра, драматической сцены, инструментальных ансамблей и сольных миниатюр, широкая публика знает как автора всего одной-единственной пьесы.
Как-то раз, будучи слушателем одного из концертов современной музыки, чешский скрипач-виртуоз Ян Кубелик был очарован симфонической поэмой «Селянки в сумерках» своего земляка, композитора Зденека Фибиха. Исполненный самых романтических ассоциаций, Кубелик сделал аранжировку понравившейся мелодии для скрипки и фортепиано и дал «новой» пьесе название — «Поэма». Фактически, Кубелик помог популярности Фибиха: количество последовавших различных инструментальных версий зашкаливает. Но давайте вернемся к оригиналу.
Мелодия центрального раздела симфонической поэмы Фибиха упоительна: она подобна распускающемуся бутону розы в руках почти что бессмертной возлюбленной. Вы удивитесь, но в судьбе красивейшей темы есть и розы, и возлюбленная, и потерявший голову композитор…
В сумерках, или Последняя любовь Зденека Фибиха
История сохранила её имя. Робко — как скрытое посвящение — указано оно и в первом пражском издании поэмы за 1894 год: «пани Шульцовой» — значится на титульном листе. Кто она, эта «пани Шульцова»?
Личная жизнь Зденека Фибиха была трагичной: он лишился самых близких людей — первой жены и двоих детей (сына и дочери). Второй брак с родной сестрой жены, оперной певицей, был несчастливым. И вот в возрасте сорока двух лет Фибих безумно влюбляется в двадцатичетырехлетнюю Анежку Шульцову, которой преподаёт фортепиано и композицию.
Сохранился её портрет. Тёмные локоны высоко собраны на затылке. Прямой носик, упрямо вздёрнутый подбородок и уверенный взгляд выдают характер твёрдый и энергичный. Они были соседями, и Фибих частенько прогуливался мимо дома Анежки. Дочь профессора, писателя и журналиста, она была весьма современной особой: большая поклонница Анатоля Франса и знаток скандинавской литературы, Анежка занималась литературной критикой, переводами и интересовалась музыкой. И она полностью покорила сердце Зденека Фибиха.
Окрылённый любовью композитор много сочиняет: одно за другим из-под пера выходят новые произведения. Анежка помогает: к трём последним операм Фибиха она напишет либретто. А ещё в последнее десятилетие жизни композитора появится дневник. Музыкальный дневник. Свидетельство отношений, порицаемых в обществе, но абсолютно счастливых для Зденека и Анежки: сборник из более чем 300 фортепианных пьес под названием «Настроения, впечатления, вспоминания». Одна из пьес коллекции — та самая «Поэма», вдохновлённая образом прекрасной возлюбленной.

Последние выпуски программы

Польза службы, или Гармония и изобретение

Кому Антонио Вивальди посвятил сборник концертов «Времена года»?.

Шаги гиганта, или О чём поведала любовь

Музыка веками изобличала человека. Кто он, каковы его желания, в чём смысл пребывания на земле? Что было до него и что — после? Как примирить имманентно присущие человеку добро и зло, и где те ориентиры, которые помогут сохранить чистоту души, дарованной Богом?

«Автоплагиаты» Рахманинова

Что такое плагиат? Заимствование чужого текста и использование как своего собственного. Что такое «автоплагиат»? Заимствование у самого себя. И то, и другое — намёк слушателям для лучшего понимания нового сочинения. И то, и другое — практика древняя и многими композиторами весьма любимая.

Поиск по сайту