Сказка странствий одной мелодии…

Выпуск 33
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Варшава конца 20-х годов 19 века. В одном из дворцов столичной знати выступает кумир поколения и звезда Европы — пианист и композитор Иоганн Непомук Гуммель. А в зале находится юное дарование по имени Фридерик Шопен. Он восхищён. Кажется, такой брильянтной и изысканной игры юноша не слышал никогда. Да и музыка — властная, решительная и в то же время — утонченно-аристократичная — вызывает небывалый душевный подъем.
Много позже Шопен, став знаменитостью, будет вспоминать эту встречу с Гуммелем как одну из важнейших в жизни. Подтверждение тому — не столько в письмах польского романтика, сколько в музыке. То здесь, то там поглядывает улыбка виртуоза, знавшего Моцарта и Гайдна и соперничавшего с самим Бетховеном.
Это тема солиста из Второго фортепианного концерта Иоганна Гуммеля, который Шопен слышал в исполнении автора, а позже и сам играл. Как много здесь чувства, вздохов, сантиментов, жемчужных пассажей… Всё в лучших традициях нарождающегося романтизма.
Сказка странствий одной мелодии…
Очарованный Шопен берётся за новое сочинение — и тоже для фортепиано с оркестром — и получается шедевр… Это главная тема из Первого фортепианного концерта Шопена. И она — не повтор, и не цитата. Но это всё тот же образ из гуммелевского концерта, захвативший воображение Шопена и невероятно соответствующий характеру эпохи! Баркарольные всплески, жемчужные «брызги», набегающие волны — всё это заставляет вспомнить массу произведений от Шуберта до Мендельсона. А искренность и задушевность мелодии — ещё и навевает воспоминания о… русских романсах.
Да, вы не ослышались. Не вдаваясь в подробности связей (точнее — внутренних противодействий) поляка Шопена с русской культурой, обратим внимание на глубинно-общий дух мелодики славянских народов.
Некоторые шопеновские темы вполне могли бы появиться в операх Глинки, а тема из Первого фортепианного концерта — прямой прообраз романса Александра Гурилёва на стихи Алексея Кольцова «На заре туманной юности». И романс Гурилёва — не единственный славянский потомок темы из концерта Шопена.
С изменённым характером — от лирики не осталось и следа! — она превратилась в девиз любимого приключенческого фильма по роману Вениамина Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Музыка Евгения Птичкина.
Но и это ещё не все. Добравшись до кинематографа, мелодия Шопена совершила рывок в популярную музыку. И сегодня мы, повторяющие вслед за автором и исполнителем Игорем Корнелюком слова песни из некогда культового сериала «Бандитский Петербург», даже не отдаём себе отчёта в том, что душераздирающий припев песни — это мелодия Шопена.
Жизнь может расставлять самые разные, порой, конфликтные акценты. Но музыка говорит о примирении и братстве.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту