Яркое солнце, чистейшее безоблачное небо, благодатные песчаные пляжи и лазурные воды безбрежного моря… Картина идеального мира: Неаполь… Мечта и желанная цель любого путешественника! Конечно, в нынешнем стремительно меняющемся мире всё гораздо разнообразнее, динамичнее и приземлённее. Но у Неаполя — особая роль: идеальный образ города и всего приморского региона Южной Италии прочно укоренился в сознании каждого любителя музыки — через неаполитанские песни.
Они такие разные: зажигательные, меланхолические, упоительные, страстные и всегда моментально запоминающиеся. Практически у каждой песни есть автор, но о них мало кто вспоминает. Если вообще знает. А уж ежели авторскую песню принимают за фольклор — это высший знак качества и признания.
Мощный паровой двигатель, стальные тросы и две кабины, двигающиеся в противоположных направлениях по склону Везувия: вверх — к кратеру, и вниз, к подножью горы. Это знаменитый фуникулёр, воспетый в знаменитой неаполитанской песне итальянца Луиджи Денцы на текст поэта и журналиста Джузеппе Турко. Ещё точнее — в песне поется не столько о фуникулёре, сколько о пышущем любовью молодом человеке, который с радостью увлекает возлюбленную на прогулку к вершине Везувия.
Заразительная песенка 1880 года — с задорным припевом «funiculi, funicula» — с момента первого исполнения на фестивале в одном из районов Неаполя и последовавшего издания разлетелась миллионами копий по всему миру. Карьера прежде никому неизвестного композитора взлетела до небес. Остаток жизни Луижди Денца проведёт безбедно, на посту профессора пения в Королевском колледже Лондона.
А теперь представьте: вам 22 года, вас только что назначили главным дирижёром оркестра и в течение ближайших десяти лет вам суждено стать ведущим композитором Европы. А пока, набираясь опыта и впечатлений, вы совершаете увлекательное путешествие по Италии. Вы влюблены абсолютно во всё, что встречаете на своём пути: достопримечательности, природу, местную культуру и даже традиционные античные развалины — всё вызывает восхищение и желание творить. В какой-то момент на улицах Неаполя вы слышите прелестный мотивчик тарантеллы… «Что за чудо этот неаполитанский фольклор!» — восклицаете вы и тут же делаете наброски финала будущей симфонической поэмы.
Всё, что мы рассказали, — история одного лета в жизни Рихарда Штрауса, которое он провёл в путешествии по Италии. По возвращении как результат — первая в жизни поэма для оркестра — «Из Италии» (с финалом на тот самый полюбившийся мотивчик) — и первый настоящий триумф. Дальнейшее развитие событий было лишь вопросом времени.
Луиджи Денца, автор запатентованной песни «Funiculi, funicula», прознал про музыку Штрауса и… подал на композитора в суд. Итогом слушания дела стал вердикт, согласно которому Штраус был обязан выплачивать итальянскому коллеге процент от каждого исполнения симфонической поэмы.
Спустя десятилетие в такую же ловушку попал и русский классик Николай Андреевич Римский-Корсаков: задорную тарантеллу он счел народной и с удовольствием сделал оркестровую обработку — не менее яркую и праздничную, чем оригинал. Это была последняя партитура композитора: спустя год он ушёл из жизни, так и не узнав об истинном происхождении «вирусного мотивчика». О реакции Луиджи Денцы на сочинение Римского-Корсакова ничего не известно. Вероятно, ему вполне хватало авторских отчислений как от исполнения музыки Рихарда Штрауса, так и от самой песни, миллионами копий проданной по всему миру.