Осенью 1792 года 21-летний Людвиг ван Бетховен навсегда прощался с Бонном: позади — провинциальный городок, захваченный войсками Наполеона, на горизонте — музыкальная столица Европы — Вена и желанные уроки у прославленного Гайдна. Вместе с собой композитор увозил памятный альбом, в котором хранились пожелания и напутствия боннских друзей. Одно из них — за авторством графа Вальдштейна — гласит: «Дорогой Бетховен! Вы отправляетесь в Вену, осуществляя Ваши давние желания. Трудясь с непрестанным усилием, Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна». Вскорости из рук Гайдна Бетховен получит не только ценные уроки, но и финансовую помощь, выгодные знакомства и доступ в высший свет.
А что же Моцарт?
Моцарт появился в жизни Бетховена задолго до знакомства с Гайдном: от детской восхищённости и веры в кумира — вплоть до абсолютной уверенности в том, что Моцарта можно и нужно превзойти.
Бетховену — пятнадцать. Он уже автор нескольких сочинений, в числе которых — личная гордость: три фортепианных квартета. Композитор настолько их ценил, что позже даже частично использовал в новых опусах. Однако публиковать квартеты не стал… В чём причина?
Тайна откроется века через полтора, когда выяснится, что все три юношеских квартета Бетховен написал по модели скрипичных сонат Моцарта. Начало и сонаты, и квартета — практически «один в один»: юный Бетховен учился мастерству на музыке любимого Моцарта и в данном случае выдал себя с головой. Моцартовские «силуэты» встречаются в самых разных, подчас неожиданных моментах бетховенской драматургии.
Бетховен. Знаменитая соната-фантазия, она же — «Лунная». Романтики «видели» в этой музыке таинственный ночной пейзаж: гладь озера в свете луны, мрачные горы, покрытые лесом, и звуки эоловой арфы, поющей о неразделённой любви. Сам Бетховен, возможно, не возражал бы против таких образов. Хотя для него всё было сложнее и глубже: здесь и ритм похоронного марша, и специально выбранная тональность «скорби и смерти», и ощущение какого-то мужественного отчаяния…
Впрочем, у Бетховена был прообраз: во время работы над сонатой он выписывает в эскизную тетрадь один фрагмент… Два незнакомца проникают в дом к понравившейся даме. Та взывает о помощи — и о чудо! — защитник рядом и уже обнажил шпагу… Но горе-воздыхатель владел холодным оружием лучше. Результат — смятение Дон Жуана, страх Лепорелло и последние стоны поверженного Командора… Моцарт, опера «Дон Жуан». В оркестре — на фоне трио басов — все тот же знакомый скорбно-убаюкивающий аккомпанемент…
Внутренний художественный диалог с Моцартом Бетховен продолжал и сознательно поддерживал всю жизнь — вплоть до последних шедевров, среди которых, безусловно, — Девятая симфония. Девятая симфония с финальной частью «Ода к радости» задала невероятную планку для последующих поколений композиторов, постоянно ощущавших за спиной поступь гиганта — Бетховена.
А откуда он сам черпал вдохновение? Как вы догадываетесь, без Моцарта не обошлось. Misericordias Domini — «Милосердие Господа» — так называется одна из церковных композиций Моцарта, написанная за полстолетия до Девятой Бетховена. Слышал ли это сочинение Моцарта его великий преемник — неизвестно. Но сходство слишком очевидно, чтобы быть простым совпадением.
Впрочем, в искусстве возможно всё, и лишь гениям ведомо, где отыскать подлинный источник божественного вдохновения!