Сила Бетховена, или «Что не услышал осёл»

Выпуск 51
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«В чём сила? Я думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильнее». Это знаменитый афоризм из кинофильма «Брат-2», восходящий к словам Александра Невского о том, что Бог — не в силе, а в правде.
Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух. Но осталась небывалая способность слышать звуки внутри себя. Бетховен порывался сам руководить премьерой и во время исполнения, как минимум, отбивать такт! Но главный дирижёр венского Кертнертортеатра Михаэль Умлауф приказал артистам просто не смотреть на Бетховена, дабы не сбиться.
Сила Бетховена, или «Что не услышал осёл»
И вот, отзвучали последние такты симфонии… Пауза… Зал взрывается аплодисментами. Долгожданный триумф. Победа композитора над горестями жизни. Торжество силы духа и мужества над слабостью и увечьями. Полное единение с миром. «Ода к радости» — главная тема Девятой Бетховена, ее смысл, цель, сущность и душа. Финал симфонии завораживает. Это не просто триумфальное окончание великого произведения. Это заповедь, проповедь, завещание и неистовое внушение всем, кто искренне стремится изменить далёкий от совершенства мир.
Воздействие Девятой Бетховена на души и умы современников и потомков было такой силы, что в музыке возник настоящий кризис: куда идти дальше? Бетховен — мастер, глыба, недосягаемая величина — задал планку, преодолеть которую под силу лишь единицам. Кто же они, эти избранные? В 19-м веке, как минимум, двое. Йоганнес Брамс — немецкий композитор и пианист.
Начинал он ярко и эффектно — как наследник Роберта Шумана, чей гений во многом был обязан душевному расстройству. Брамс, в отличие от Шумана, — здрав, серьёзен, вдумчив, рассудителен. При этом — страстен, романтичен, нежен и импульсивен. Вероятно, именно в таком «несочетаемом сочетании» и кроется особенность музыки Брамса: по своей природе она фундаментально классична, но чувствительна и эмоциональна по сиюминутному состоянию души.
Боготворивший классиков Брамс постоянно ощущал за собой поступь гиганта — Бетховена. Все попытки создать симфонию — которую должен написать всякий уважающий себя композитор австро-немецкого происхождения (!) — проваливались с треском. То из предполагаемой симфонии получался концерт, то серенада… И вот, наконец, к 43-м годам Йоганнес Брамс представляет публике свою Первую симфонию. Позади почти 15 лет труда!
А результат?
Современники без стеснения окрестили Первую Брамса — Десятой… Бетховена! Что это: провал или триумф? Брамс раздосадован. Последней каплей в чаше терпения становится реплика «знатока», обвинившего композитора в том, что мелодия финала симфонии уж очень напоминает «тему радости» из Девятой Бетховена. В ответной реакции Брамс отбрасывает всяческий политес: «Только осёл этого не заметит!»
Занавес.
Брамс зря переживал. Его Первая симфония — стала новым прорывом и выходом из многолетнего творческого тупика для многих композиторов. Не тему ли финала Первой симфонии Брамса — с намёком на Бетховена — имел ввиду великий австрийский композитор Густав Малер, когда сочинял вступительные фанфары Третьей симфонии? Ответ очевиден.
«Сила и правда» Бетховена столь велики, что коснулись сердец многих поколений уже после жизни венского классика. Малер — не исключение. А что было в душе у самого Бетховена — одному Богу ведомо.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту