В распоряжении композитора имеются всего лишь семь нот, из различных комбинаций которых и возникают музыкальные произведения: от элементарных пьесок — до грандиозных опер и симфоний. А вот каким образом эти «семь нот» организованы и связаны между собой — зависит от времени, стиля, страны и эпохи.
Но, кажется, в числе композиторских «приёмчиков» обнаруживается то, что давным-давно не имеет национальности и ареала обитания: оно встречается в музыке повсеместно, от классики — до попсы. Что же это?
Георг Фридрих Гендель. Пассакалья из Седьмой клавирной сюиты. Классический образец того, что в музыке гордо именуется «золотой секвенцией».
Что такое секвенция?
Повторение короткой музыкальной фразы на другой высоте.
Что такое «золотая секвенция»?
Это не только повторение короткой музыкальной фразы на разной высоте, но и сопровождение из строгой последовательности восьми аккордов. Восемь аккордов — и три с лишним столетия их использования в музыке. Кто первым придумал это чудо — доподлинно неизвестно. Но данная аккордовая последовательность стала для композиторов настоящей «золотой жилой» и ключом к сердцам слушателей.
Во времена Генделя и Баха «золотая секвенция» была новинкой — яркой, необычной, экспрессивной, поэтому встречается она едва ли не повсюду! Откройте любой концерт Антонио Вивальди — и вы обнаружите все ту же цепочку аккордов! Концерт «Зима» из цикла Вивальди «Времена года» демонстрирует небывалую силу и выразительность «золотой секвенции». Добавьте к этому пульсирующий ритм (почти что «бит» в современном понимании), тревожные аккорды, страстные пассажи скрипки — и популярность концерту обеспечена на века.
«Золотая секвенция» универсальна: обладая динамикой движения аккордов, она легко встраивается в сочинения разных стилей и характеров. Вот, к примеру, необычайно глубокая и трагическая пьеса: Музыкальный момент Сергея Рахманинова. Руки пианиста извлекают из рояля суровые многоярусные аккорды, погружающие в пучины самых тягостных дум… А в основе — уже знакомая нам секвенция.
Под магические чары «золотой секвенции» попали не только классики нескольких столетий. Джаз, попса, эстрада — все они во власти чарующих мелодий, парящих над все той же последовательностью гармоний. Трудно назвать песню, где бы не было «золотых» аккордов. Одна из самых романтичных и нежных — «Опавшие листья» француза Жозефа Космы.
Учитывая огромное количество произведений, основанных на аккордах «золотой секвенции», можно смело сказать, что она — абсолютный и нерушимый фундамент музыкального наследия человечества последних трёх столетий. Фантазия же того или иного композитора — лишь игрушка в её руках. А что будет дальше — время покажет!