В жизни гения оставались считанные дни. Он не встаёт с постели, ему тяжело держать в руках перо и бумагу. Он старается успеть надиктовать текст нового сочинения ученику. Тот не всегда понимает, что от него хочет Учитель, и тогда умирающий из последних сил сам вносит правки в партитуру…
Новый опус так и останется незаконченным. Более того: войдёт в историю как самое трагическое и таинственное произведение автора. Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием.
Реквием Моцарту заказал какой-то «человек в чёрном». Как позже выяснится, им был некий граф Франц Антон Вальзегг цу Штуппах: чудак и оригинал, мечтавший о лаврах большого композитора. Он частенько покупал чужие сочинения, а затем выдавал за свои. Реквием ждала та же участь, если бы не внезапная смерть Моцарта, которая спутала карты.
В силу того, что сочинение долго дописывалось, Вальзегг исполнил его лишь спустя два года. Констанце Моцарт этого вполне хватило, чтобы не только опубликовать Реквием за авторством мужа, но и перепродать сочинение несколько раз. Вальзегг пытался судиться, однако, безуспешно: претендовать на сочинение — не смотря на уплаченные деньги — он уже не мог.
В каком-то смысле, склонность присваивать себе чужую музыку не считалась в те времена чем-то порочным. Практика заимствования любых понравившихся мотивчиков существовала повсеместно, и музыканты активно ею пользовались. Моцарт — не исключение, а доказательства — в том же Реквиеме.
Понимая, что работать нужно очень быстро, Моцарт призывает на помощь… Генделя и для самого начала Реквиема «берёт на вооружение» пару его «идей» из «Погребального антема памяти королевы Каролины». Гендель, как оказывается, не единственный источник вдохновения для Моцарта, поскольку такое характерно-скорбное начало мы встречаем и в знаменитой «Стабат Матер» Джованни Баттисты Перголези…
Идем дальше. Dies irae.
Dies irae — самая грозная и эффектная часть Реквиема. А как же! Ведь речь идёт о всех грядущих ужасах Судного дня! И у Моцарта — картина на редкость убедительна! Лишь одно маленькое уточнение.
Если вслушаться в одноимённую часть из ранее написанного Реквиема Иоганна Михаэля Гайдна (старшего коллеги Моцарта по работе в капелле Зальцбурга), становится понятно, на какую музыку ориентировался «солнечный гений».
Пожалуй, самое поразительное заимствование в Реквиеме Моцарта — это главная тема фуги Kyrie eleison. Композитор здесь фактически цитирует (и перерабатывает на свой лад) — мелодию из финального хора «Деттингенского антема» Георга Фридриха Генделя. И то, что у Моцарта звучит на словах «Господи, помилуй», у Генделя — праздничный и торжественный хор с трубами и литаврами и ликующим «Аллелуйя».
Как тут не согласиться со словами, которые традиционно приписывают Игорю Стравинскому: хорошие композиторы не подражают, они — воруют.