В подражание Телеману

Выпуск 44
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
За всю историю классической музыки никому так не доставалось за плагиат, как Георгу Фридриху Генделю. За прошедшие столетия исписаны тонны бумаги на тему — где, как, когда, почему и каким образом светило западно-европейского барокко использовал чужие музыкальные идеи без всяких указаний на первоисточник. Даже при жизни от музыканта требовали объяснения! Близкий друг Генделя, композитор и лексикограф Иоганн Маттезон однажды открыто обвинил Генделя в плагиате.
Подобно государю, не нуждающемуся в оценке собственных действий, Гендель не обращал внимания на эту «мелочную возню». Он шёл своей дорогой. Самое любопытное здесь — не столько сами заимствования, сколько постановка вопроса: о каких обвинениях может идти речь, когда в эпоху отсутствия закона об охране авторских прав подобными вещами кто только ни занимался! Да и повсеместная практика сочинения с использованием чужого материала — этически — была иной, нежели сейчас. С одной стороны, желание продемонстрировать, что я как композитор могу из чужой «придумки» сделать шедевр. А с другой — заимствование было признанием художественной ценности первоисточника: иначе на него попросту никто не обратил бы внимания!
В подражание Телеману
У Генделя мы встречаем оба подхода. Но что касается скрытого цитирования музыки великого современника — Георга Филиппа Телемана — это исключительно акт уважения и признания заслуг почтенного коллеги и верного друга. В 1733 году Телеман — специально для «любителей музыки» — издаёт солидный сборник концертов, сонат и сюит под названием «Столовая музыка» — или «Musique de table» (как гласило название на обложке). Стоимость была очень внушительной. Но авторитет Телемана в музыкальном мире на тот момент был столь велик, что двести подписчиков согласились заплатить за издание заранее, дабы их имена были указаны в первом издании. Среди них монаршие особы, аристократы, музыкальные дилеры, а также исполнители и композиторы. В их числе и Георг Фридрих Гендель.
Гендель, приобретя сборник друга, не прогадал: музыка Телемана оказалась подлинной сокровищницей идей. И вот по одному лишь мановению руки восхитительная флейтовая соната Телемана превращается… в финал одного из Органных концертов Генделя. И по взволнованной страстности Гендель явно не уступает оригиналу!
В коллекции Телемана есть и сюита для гобоя, трубы и струнного оркестра. Вторая часть сюиты — «Ария», которую Телеман интерпретирует не как нежное чувствительное пение, а бравурный дуэт звонкой трубы и виртуозного гобоя. Лет через десять после Телемана к этой «арии» обратится Гендель — чтобы воспользоваться понравившейся музыкой в качестве главной темы нового Органного концерта. Ровно с тем же задором, с каким веселились солисты у Телемана, теперь орган виртуозно концертирует со струнным оркестром.
Есть маленькая деталь. У Телемана ария — согласно авторскому предписанию — должна играться «tempo giusto», т. е. в строго выдержанном темпе. У Генделя в заголовке партитуры значится странное «Allegro così così» — то ли «в духе быстрого аллегро», то ли «так себе Аллегро». Может быть, «так себе» в сравнении с Телеманом, что скромный Гендель честно и указал? Кто знает…

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту