«Золотая жила» классики

Выпуск 41
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В распоряжении композитора имеются всего лишь семь нот, из различных комбинаций которых и возникают музыкальные произведения: от элементарных пьесок — до грандиозных опер и симфоний. А вот каким образом эти «семь нот» организованы и связаны между собой — зависит от времени, стиля, страны и эпохи.
Но, кажется, в числе композиторских «приёмчиков» обнаруживается то, что давным-давно не имеет национальности и ареала обитания: оно встречается в музыке повсеместно, от классики — до попсы. Что же это?
Георг Фридрих Гендель. Пассакалья из Седьмой клавирной сюиты. Классический образец того, что в музыке гордо именуется «золотой секвенцией».
Что такое секвенция?
Повторение короткой музыкальной фразы на другой высоте.
Что такое «золотая секвенция»?
«Золотая жила» классики
Это не только повторение короткой музыкальной фразы на разной высоте, но и сопровождение из строгой последовательности восьми аккордов. Восемь аккордов — и три с лишним столетия их использования в музыке. Кто первым придумал это чудо — доподлинно неизвестно. Но данная аккордовая последовательность стала для композиторов настоящей «золотой жилой» и ключом к сердцам слушателей.
Во времена Генделя и Баха «золотая секвенция» была новинкой — яркой, необычной, экспрессивной, поэтому встречается она едва ли не повсюду! Откройте любой концерт Антонио Вивальди — и вы обнаружите все ту же цепочку аккордов! Концерт «Зима» из цикла Вивальди «Времена года» демонстрирует небывалую силу и выразительность «золотой секвенции». Добавьте к этому пульсирующий ритм (почти что «бит» в современном понимании), тревожные аккорды, страстные пассажи скрипки — и популярность концерту обеспечена на века.
«Золотая секвенция» универсальна: обладая динамикой движения аккордов, она легко встраивается в сочинения разных стилей и характеров. Вот, к примеру, необычайно глубокая и трагическая пьеса: Музыкальный момент Сергея Рахманинова. Руки пианиста извлекают из рояля суровые многоярусные аккорды, погружающие в пучины самых тягостных дум… А в основе — уже знакомая нам секвенция.
Под магические чары «золотой секвенции» попали не только классики нескольких столетий. Джаз, попса, эстрада — все они во власти чарующих мелодий, парящих над все той же последовательностью гармоний. Трудно назвать песню, где бы не было «золотых» аккордов. Одна из самых романтичных и нежных — «Опавшие листья» француза Жозефа Космы.
Учитывая огромное количество произведений, основанных на аккордах «золотой секвенции», можно смело сказать, что она — абсолютный и нерушимый фундамент музыкального наследия человечества последних трёх столетий. Фантазия же того или иного композитора — лишь игрушка в её руках. А что будет дальше — время покажет!

Последние выпуски программы

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.

Родственные души

Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе.

Похождения менестрелей, Или наследили!

Обнаруженное сходство мелодических идей — забавное совпадение. Путешествия, к которому мы присоединимся, — в действительности не было, а некоторые факты — никогда не имели взаимосвязи! На первый взгляд….