Куда приводят детские фантазии

Выпуск 35
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Куда уходит детство? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?» — пелось в одной известной песне. Вернуться в детство можно в воспоминаниях. Или силой фантазии. Или при помощи творчества.
Об этом — наш сюжет.
Представьте себя в образе молодого человека лет двадцати. Вы только что окончили Королевский колледж музыки как пианист и композитор, у вас большие карьерные перспективы, за плечами — вполне приличный список сочинений… Но есть что-то недосказанное. То, что нужно завершить ради дальнейшей жизни. Что же это? Какая-то ерунда. Нотные наброски. Эскизы. Первая проба пера. Пусть так, но всё это дорого сердцу начинающего композитора.
Куда приводят детские фантазии
Чтобы сохранить в себе музыкальный «кусочек» самого обыкновенного детства — с ушибами, синяками, игрой в футбол и плохими отметками — вы решаетесь на симфонию. Понимая её смысл и значение, нарекаете её «Простой», а названию каждой части придаете черты детского мироощущения: «Неистовое бурре», «Игривое пиццикато», «Сентиментальная сарабанда» и «Весёлый финал».
Вы, конечно, догадались, что наши «герои» — Бенджамин Бриттен и его «Простая симфония», ставшая для будущего классика 20 века стартовой площадкой. Симфония построена на темах из настолько ранних «сочинительских» опытов Бриттена, что многие из них даже не вошли в официальный список его произведений.
То, что сейчас звучит, — тема из детского вальса. И она же — в трио Сарабанды из «Простой симфонии». Самая пронзительная мелодия симфонии — она-то и есть краеугольный камень сюжета — главная тема Сарабанды. Довольно сложно себе представить эту мелодию, сочиненную мальчиком лет 10-ти, но вполне ожидаемо от взрослого юноши, и уж тем более от… аспирантки Московской консерватории…
Песню Александры Пахмутовой «Нежность» не узнать попросту невозможно. И мелодическое сходство с Бриттеном — очевидно. На эту тему долгие годы ведутся дискуссии и измышления разного рода. Но, мы уверены, что это тот случай, когда в искусстве приходится признавать нечто большее, нежели юридический набор фактов. То, что «витает в воздухе», то, что — не зависимо друг от друга — могут услышать гении.
Александра Николаевна Пахмутова — мелодист от Бога. За сим позвольте считать подобные случаи — простым совпадением. А уж какой вариант — Бенджамина Бриттена или Александры Пахмутовой больше нравится — выбирать только вам!

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту