Куда приводят детские фантазии

Выпуск 35
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Куда уходит детство? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?» — пелось в одной известной песне. Вернуться в детство можно в воспоминаниях. Или силой фантазии. Или при помощи творчества.
Об этом — наш сюжет.
Представьте себя в образе молодого человека лет двадцати. Вы только что окончили Королевский колледж музыки как пианист и композитор, у вас большие карьерные перспективы, за плечами — вполне приличный список сочинений… Но есть что-то недосказанное. То, что нужно завершить ради дальнейшей жизни. Что же это? Какая-то ерунда. Нотные наброски. Эскизы. Первая проба пера. Пусть так, но всё это дорого сердцу начинающего композитора.
Куда приводят детские фантазии
Чтобы сохранить в себе музыкальный «кусочек» самого обыкновенного детства — с ушибами, синяками, игрой в футбол и плохими отметками — вы решаетесь на симфонию. Понимая её смысл и значение, нарекаете её «Простой», а названию каждой части придаете черты детского мироощущения: «Неистовое бурре», «Игривое пиццикато», «Сентиментальная сарабанда» и «Весёлый финал».
Вы, конечно, догадались, что наши «герои» — Бенджамин Бриттен и его «Простая симфония», ставшая для будущего классика 20 века стартовой площадкой. Симфония построена на темах из настолько ранних «сочинительских» опытов Бриттена, что многие из них даже не вошли в официальный список его произведений.
То, что сейчас звучит, — тема из детского вальса. И она же — в трио Сарабанды из «Простой симфонии». Самая пронзительная мелодия симфонии — она-то и есть краеугольный камень сюжета — главная тема Сарабанды. Довольно сложно себе представить эту мелодию, сочиненную мальчиком лет 10-ти, но вполне ожидаемо от взрослого юноши, и уж тем более от… аспирантки Московской консерватории…
Песню Александры Пахмутовой «Нежность» не узнать попросту невозможно. И мелодическое сходство с Бриттеном — очевидно. На эту тему долгие годы ведутся дискуссии и измышления разного рода. Но, мы уверены, что это тот случай, когда в искусстве приходится признавать нечто большее, нежели юридический набор фактов. То, что «витает в воздухе», то, что — не зависимо друг от друга — могут услышать гении.
Александра Николаевна Пахмутова — мелодист от Бога. За сим позвольте считать подобные случаи — простым совпадением. А уж какой вариант — Бенджамина Бриттена или Александры Пахмутовой больше нравится — выбирать только вам!

Последние выпуски программы

Последние секреты мастерства

В жизни гения оставались считанные дни. Он не встаёт с постели, ему тяжело держать в руках перо и бумагу. Он старается успеть надиктовать текст нового сочинения ученику. Тот не всегда понимает, что от него хочет Учитель, и тогда умирающий из последних сил сам вносит правки в партитуру….

Всего четыре ноты

Древний Иерусалим. Цветущие деревья и высокие скалы с живописными обрывами. Светает. Верные и преданные ученики крепко спят. А перед нами — зрителями — разворачивается душераздирающая сцена разговора Христа с Богом. И это — не привычная картина смиренной молитвы и готовности безропотно принять свою участь, а настоящий вихрь смятенных чувств обычного человека, которого заставляют идти на смерть.

Тайна дрезденской чаконы

Нью-Йорк, Карнеги-холл, 27 октября 1917 года. В два тридцать пополудни на американскую сцену впервые выходит 16-летний музыкант из России: Яша Хейфец. По окончании концерта его тут же назовут открытием века и едва ли не лучшим скрипачом современности.